Морская отрасль получает самые передовые средства связи, навигации, автоматизированные системы предупреждения об опасности. Благодаря этому, потери на море достигли исторического минимума, на фоне растущих геополитических и технологических рисков.
В 2024 году мировой флот понес рекордно низкие потери — 27 человек, что на 20% меньше, чем в предыдущем году, и на 75% меньше, чем в 2015 году.
Далее, эксперты компании Allianz в своем последнем отчете по безопасности предупреждают об опасностях, которые представляют для мирового торгового флота ухудшение геополитического климата.
“Традиционные причины потерь на море, такие как пожары и столкновения, со временем уменьшились, хотя они по-прежнему создают серьезные проблемы и озабоченности. Однако геополитическая напряженность в настоящее время представляет собой существенную угрозу, которая может свести на нет эти достижения”, — отмечается в отчете Allianz, добавляя:
“Отрасль сталкивается со сложной обстановкой, характеризующейся нападениями на судоходство, задержаниями судов, санкциями и повреждениями инфраструктуры, такими как критически важные подводные кабели, в то время как сообщения о том, что суда испытывают помехи GPS и помехи усиливаются. Страховщики отмечают явный рост числа крупных претензий, связанных с конфликтами, особенно в связи с войной на Украине и напряженностью на Ближнем Востоке”.
В отчете подчеркивается, что наиболее опасными остаются Южно-Китайское море, Индокитай, Индонезия и Филиппины, на которые приходится почти треть судов, потерянных в 2024 году.
Другие зоны повышенного риска включают Британские острова, Восточное Средиземноморье и Черное море, в каждой из которых зафиксировано по четыре потери.
За последнее десятилетие на долю этих регионов в совокупности пришелся 681 из 729 потерь, зарегистрированных в мире.
Больше всего пострадали рыболовецкие суда, на долю которых пришлось 40% от общего числа потерь. Затопление было основной причиной этих потерь, составив 50%, на втором месте — пожары/взрывы (26%). Примечательно, что за последнее десятилетие более 100 человек стали жертвами в результате инцидентов, связанных с пожарами.
Таким образом несмотря на то, что общий объем потерь снизился, количество зарегистрированных инцидентов с судоходством увеличилось примерно на 10% в 2024 году, составив в общей сложности 3 310 по сравнению с 2 963 в 2023 году.
На Британских островах зарегистрировано наибольшее количество инцидентов (799), за ними следуют Восточное Средиземноморье и Черное море (694). За последнее десятилетие на Британские острова пришлось 20% всех зарегистрированных инцидентов в мире
К основным причинам инцидентов следует отнести повреждения или неисправности оборудования, на которые пришлось более половины зарегистрированных случаев (1 860).
Число инцидентов, связанных с пожарами и взрывами, также значительно возросло: в 2024 году было зарегистрировано 250, что на 20% больше по сравнению с предыдущим годом и является самым высоким показателем за десятилетие.
Этот всплеск отчасти связан с перевозкой литий-ионных аккумуляторов, которые обычно используются в электромобилях и других грузах, работающих на батарейках, что создает особую опасность возгорания.
В обзоре подчеркивается растущее влияние геополитической напряженности на безопасность мореплавания.
Например, конфликт в Газе привел к тому, что более 100 судов стали мишенями боевиков-хуситов в Красном море.
Подобные инциденты подчеркивают уязвимость мирового судоходства перед опосредованными войнами и региональными спорами.
Кроме того, пиратство вновь набирает обороты у берегов Африканского рога, что еще больше усугубляет проблемы безопасности.
В отчете также обсуждался рост теневого танкерного флота – судов, которые часто не имеют надлежащего технического обслуживания, страхования и надзора со стороны регулирующих органов, что приводит к увеличению рисков пожаров, отказов двигателей и столкновений.
По оценкам Allianz, мировой теневой флот насчитывает от 600 до 1 400 судов, срок эксплуатации, многих из которых подходит к концу.
В Allianz отметили, что технический прогресс ставит новые задачи в области безопасности на море. Использование беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) становится все более распространенным, создавая угрозу для судов в результате потенциальных атак или наблюдения.
Эти технологии относительно недороги и доступны, что вызывает обеспокоенность по поводу их неправомерного использования негосударственными субъектами или доверенными группами.
Кроме того, кибербезопасность остается важнейшей проблемой, поскольку поступает все больше сообщений о помехах в работе GPS и подделке AIS, которые способны нарушить работу навигационных систем и поставить под угрозу безопасность судов.
Нейтрализация подобный киберугроз требует принятия надежных мер кибербезопасности и регулярного мониторинга технологических уязвимостей.
Как следует из отчета Allianz, пожарная безопасность по-прежнему остается серьезной проблемой для мировой морской отрасли.
Перевозка литий-ионных аккумуляторов, особенно в электромобилях, привела к росту числа пожаров на судах.
Такие пожары сложно потушить, и они могут вспыхнуть вновь, создавая серьезную угрозу для экипажа и целостности судна.
При этом, на многих судах отсутствуют средства пожаротушения, необходимые для эффективного реагирования на подобные инциденты.
Эксперты выступают за повышение уровня подготовки экипажей, усовершенствование систем раннего обнаружения и разработку специализированных судов, предназначенных для безопасной перевозки грузов на батарейках.