19.06.2025

Морская отрасль получает новые вызовы безопасности

Морская отрасль получает самые передовые средства связи, навигации, автоматизированные системы предупреждения об опасности. Благодаря этому, потери на море достигли исторического минимума, на фоне растущих геополитических и технологических рисков.

В 2024 году мировой флот понес рекордно низкие потери — 27 человек, что на 20% меньше, чем в предыдущем году, и на 75% меньше, чем в 2015 году.

Далее, эксперты компании Allianz в своем последнем отчете по безопасности предупреждают об опасностях, которые представляют для мирового торгового флота ухудшение геополитического климата.

“Традиционные причины потерь на море, такие как пожары и столкновения, со временем уменьшились, хотя они по-прежнему создают серьезные проблемы и озабоченности. Однако геополитическая напряженность в настоящее время представляет собой существенную угрозу, которая может свести на нет эти достижения”, — отмечается в отчете Allianz, добавляя:

“Отрасль сталкивается со сложной обстановкой, характеризующейся нападениями на судоходство, задержаниями судов, санкциями и повреждениями инфраструктуры, такими как критически важные подводные кабели, в то время как сообщения о том, что суда испытывают помехи GPS и помехи усиливаются. Страховщики отмечают явный рост числа крупных претензий, связанных с конфликтами, особенно в связи с войной на Украине и напряженностью на Ближнем Востоке”.

В отчете подчеркивается, что наиболее опасными остаются Южно-Китайское море, Индокитай, Индонезия и Филиппины, на которые приходится почти треть судов, потерянных в 2024 году.

Другие зоны повышенного риска включают Британские острова, Восточное Средиземноморье и Черное море, в каждой из которых зафиксировано по четыре потери.

За последнее десятилетие на долю этих регионов в совокупности пришелся 681 из 729 потерь, зарегистрированных в мире.

Больше всего пострадали рыболовецкие суда, на долю которых пришлось 40% от общего числа потерь. Затопление было основной причиной этих потерь, составив 50%, на втором месте — пожары/взрывы (26%). Примечательно, что за последнее десятилетие более 100 человек стали жертвами в результате инцидентов, связанных с пожарами.

Таким образом несмотря на то, что общий объем потерь снизился, количество зарегистрированных инцидентов с судоходством увеличилось примерно на 10% в 2024 году, составив в общей сложности 3 310 по сравнению с 2 963 в 2023 году.

На Британских островах зарегистрировано наибольшее количество инцидентов (799), за ними следуют Восточное Средиземноморье и Черное море (694). За последнее десятилетие на Британские острова пришлось 20% всех зарегистрированных инцидентов в мире

К основным причинам инцидентов следует отнести повреждения или неисправности оборудования, на которые пришлось более половины зарегистрированных случаев (1 860).

Число инцидентов, связанных с пожарами и взрывами, также значительно возросло: в 2024 году было зарегистрировано 250, что на 20% больше по сравнению с предыдущим годом и является самым высоким показателем за десятилетие.

Этот всплеск отчасти связан с перевозкой литий-ионных аккумуляторов, которые обычно используются в электромобилях и других грузах, работающих на батарейках, что создает особую опасность возгорания.

В обзоре подчеркивается растущее влияние геополитической напряженности на безопасность мореплавания.

Например, конфликт в Газе привел к тому, что более 100 судов стали мишенями боевиков-хуситов в Красном море.

Подобные инциденты подчеркивают уязвимость мирового судоходства перед опосредованными войнами и региональными спорами.

Кроме того, пиратство вновь набирает обороты у берегов Африканского рога, что еще больше усугубляет проблемы безопасности.

В отчете также обсуждался рост теневого танкерного флота – судов, которые часто не имеют надлежащего технического обслуживания, страхования и надзора со стороны регулирующих органов, что приводит к увеличению рисков пожаров, отказов двигателей и столкновений.

По оценкам Allianz, мировой теневой флот насчитывает от 600 до 1 400 судов, срок эксплуатации, многих из которых подходит к концу.

В Allianz отметили, что технический прогресс ставит новые задачи в области безопасности на море. Использование беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) становится все более распространенным, создавая угрозу для судов в результате потенциальных атак или наблюдения.

Эти технологии относительно недороги и доступны, что вызывает обеспокоенность по поводу их неправомерного использования негосударственными субъектами или доверенными группами.

Кроме того, кибербезопасность остается важнейшей проблемой, поскольку поступает все больше сообщений о помехах в работе GPS и подделке AIS, которые способны нарушить работу навигационных систем и поставить под угрозу безопасность судов.

Нейтрализация подобный киберугроз требует принятия надежных мер кибербезопасности и регулярного мониторинга технологических уязвимостей.

Как следует из отчета Allianz, пожарная безопасность по-прежнему остается серьезной проблемой для мировой морской отрасли.

Перевозка литий-ионных аккумуляторов, особенно в электромобилях, привела к росту числа пожаров на судах.

Такие пожары сложно потушить, и они могут вспыхнуть вновь, создавая серьезную угрозу для экипажа и целостности судна.

При этом, на многих судах отсутствуют средства пожаротушения, необходимые для эффективного реагирования на подобные инциденты.

Эксперты выступают за повышение уровня подготовки экипажей, усовершенствование систем раннего обнаружения и разработку специализированных судов, предназначенных для безопасной перевозки грузов на батарейках.

Поделиться

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *