В минувший вторник президент Дональд Трамп объявил о резких двузначных тарифах на импорт из всех стран, начиная с минимального порога в 10 процентов.

Администрация опубликовала таблицу ставок, которые она рассчитала для тарифов 50 различных иностранных государств на американские товары, включая эквивалентное воздействие нетарифных торговых барьеров.
На пресс-конференции в среду Трамп заявил, что США введут тариф, равный половине ставки каждой страны на американские товары, в качестве «своеобразной» взаимной скидки.
Большинство стран, столкнувшихся с самым резким повышением тарифов в США, являются развивающимися странами Индо-Тихоокеанского региона, включая Камбоджу (49 процентов), Лаос, Мадагаскар, Вьетнам, Мьянму, Шри-Ланку и Таиланд (36 процентов).
Вьетнам и Таиланд имеют большое значение для американской промышленности, поскольку они стали центрами для китайских производителей, стремящихся найти недорогую рабочую силу и избежать американских тарифов.
Однако самым важным торговым партнером в этом списке является Китай, и его ставка составит 34 процента, что выше, чем прогнозировали многие аналитики.
Новый тариф дополняет ранее объявленную 20-процентную ставку на китайские товары, таким образом, чистая ставка на китайский экспорт увеличится в общей сложности до 54 процентов.
На Тайвань, который поставляет большую часть современных полупроводников, используемых на рынке США, будет распространяться 32-процентная пошлина.
На европейские товары предусмотрена единая 20-процентная ставка для всех государств-членов ЕС, от Венгрии до Германии.
Показательно, что Канада и Мексика выведены за скобки и по-прежнему будут облагаться ранее объявленными 25-процентными пошлинами, сообщает The Wall Street Journal.
Аналогичным образом, не охвачены Россия, Куба, Беларусь и Северная Корея; представитель Белого дома сообщил Axios, что эти страны уже столкнулись со значительными санкциями и барьерами в торговле США.
Кроме того, к некоторым товарам будет применяться иной режим.
Новая тарифная сетка для каждой страны не распространяется на медь, фармацевтические препараты, полупроводники, пиломатериалы, слитки и «энергию и другие определенные полезные ископаемые».
Исключение производства полупроводников принесет особое облегчение тайваньским и американским технологическим компаниям.
Принципиально, что отдельный новый тариф в размере 25% на все автомобили иностранного производства вступает в силу немедленно, что повлечет за собой последствия для автоперевозчиков.
Введенный администрацией 25-процентный тариф на импортную сталь и алюминий также остается в силе.
Новые тарифы вступят в силу в полном объеме девятого апреля, что даст время для двусторонних переговоров с пострадавшими странами.
— Положительным моментом для инвесторов может стать то, что это только отправная точка для переговоров с другими странами, и в конечном итоге тарифные ставки снизятся по всем направлениям, — заявил репортеру The Wall Street Journal директор по инвестициям Northlight Asset Management Крис Дзаккарелли.
Некоторые отклонения в первоначальном опубликованном списке также привлекли внимание общественности.
Лесото, небольшая страна, не имеющая выхода к морю, окруженная Южной Африкой, столкнулась с самой высокой тарифной ставкой в США — 50%.
Французские островные территории Реюньон, Сен-Пьер и Микелон получили повышенные тарифы на 37% и 50% соответственно.
Список, опубликованный Белым домом, также предусматривает введение 10-процентного тарифа на острова Херд и Макдональд, необитаемую австралийскую территорию в водах Антарктики. Хотя, официальный список, прилагаемый к указу, короче, и в нем отсутствуют эти пункты.
Тем ни менее, несмотря на их высокую значимость, торговые тарифы США – и ответные меры – на сегодняшний день оказывают непосредственное влияние только на 1,5% мировых объемов морской торговли, согласно последним данным Clarksons Research, в которых отмечается, что в ходе предыдущей торговой войны 2018-19 годов тонно-мили были сокращены всего на 0,5%.
Поскольку политика США, описанная «Кларксоном», как “изменчивая”, аналитики крупнейшего в мире судового брокера признают, что существует потенциал для эскалации и углубления косвенных последствий, а также для заключения новых торговых соглашений и развития новых моделей торговли.
“Прогнозы сохранения роста импорта морских грузовых перевозок в США во втором квартале могут свидетельствовать о том, что сохраняющаяся неопределенность заставляет многих морских грузоотправителей с оглядкой отправлять грузы до тех пор, пока не прояснится ситуация с тарифами”, — прокомментировал Джуда Левин, руководитель отдела исследований платформы бронирования box Freightos.
Индекс деловой активности менеджеров по закупкам в обрабатывающей промышленности Китая продолжил расти в марте, достигнув 12-месячного максимума, что говорит о том, что тарифы еще не оказали существенного влияния на производственный сектор в начале 2025 года
В то же время, данные аналитиков container Linerlytica рисуют иную картину ситуации.
“После активного начала в первые два месяца года спрос на контейнерные перевозки в марте снова снизился, а объемы восстановились после того, как китайский Новый год так и не состоялся. Текущие прогнозы предполагают, что годовой объем контейнерных перевозок снизится на 1,1% в 2025 году, поскольку ожидается, что умеренный спрос на грузовые перевозки сохранится до летнего пикового сезона”, — отмечает Linerlytica в своем последнем еженедельном отчете.
Вопрос о том, насколько серьезно тарифы влияют на торговые потоки, был поставлен под сомнение.
Тарифы были характерной чертой первой администрации Трампа, а также его преемника Джо Байдена, и, тем не менее, данные Linerlytica показывают, что импорт груженых контейнеров в США в 2024 году превысил экспорт в 2,4 раза.
Статистика, о которой аналитики Linerlytica заявили в предыдущем еженедельном отчете, дает “четкие доказательства того, что импортные тарифы, введенные с 2018 года, были абсолютно неэффективным”в плане сокращения торгового дисбаланса США.
Во время первой торговой войны с Трампом семь лет назад китайцы нанесли удар по американским фермерам и сократили импорт американского зерна.
И сейчас Китай может заменить сою из США увеличением импорта из Бразилии с минимальными затратами на тонно-милю.
Согласно данным Clarksons Platou Securities, от первой торговой войны Трампа с Китаем больше всего пострадали сыпучие грузы, особенно зерно и металлопродукция, за которыми следуют СПГ и сжиженный газ.
Сейчас, коль скоро Трамп объявил торговую войну всему миру, радикальное изменение в цепочке поставок неизбежно.
Потрясения обязательно скажутся на работе морской отрасли и весьма значительно.