30.04.2025

Морская отрасль начинает торговлю квотами на вредные выбросы

После 10 лет обсуждений страны — члены IMO наконец решились ввести первый глобальный сбор за выбросы углерода при перевозке грузов морским путем. В итоге, появилась первая в мире система сбора доходов от выбросов углерода, курируемая ООН.

Перед этим, на заключительном дне переговоров перед 83-м заседанием Комитета по защите морской среды делегаты согласовали ряд обязательных целевых показателей в отношении выбросов парниковых газов судоходством, включая промежуточные цели по сокращению выбросов парниковых газов на 20-30% к 2030 году.

Также их сокращению на 70-80% к 2040 году и нулевому показателю к 2050 году или примерно к этому времени.

В дополнение к целевым показателям делегаты приняли ряд давно обсуждавшихся технических и экономических мер, направленных на стимулирование соблюдения требований экологичности.

Речь идет не о всеобщем налоге на выбросы углекислого газа, а о многоуровневой системе сборов и уровней соблюдения требований.

Таким образом, не все вредные выбросы будут облагаться налогом.

Суть плана заключается в штрафе в размере 380 долларов за тонну CO2, который суда должны будут платить, если они превысят максимальный уровень интенсивности выбросов, который будет ужесточаться каждые несколько лет в соответствии с установленным графиком.

Судам, которые придерживаются этого стандарта интенсивности выбросов, по-прежнему придется платить штраф в размере 100 долларов за тонну CO2 за выбросы, превышающие второй уровень «прямого соответствия».

Суда, выбросы которых даже меньше, чем предусмотрено стандартом «прямого соответствия», получают углеродные кредиты за превышение требований, которые могут быть переданы в банк или проданы судам с низкими показателями.

Структура сборов означает, что штраф взимается только за выбросы, превышающие определенный лимит; выбросы ниже этого лимита не облагаются налогом.

Все суда водоизмещением менее 5 000 тонн — прибрежные суда и рабочие катера — освобождаются от уплаты налогов.

Система также оставляет операторам возможность использовать любые альтернативные виды топлива, соответствующие критериям выбросов, включая биотопливо первого поколения, получаемое из пищевых культур, таких как пальмовое и соевое масло. Перечислены самые дешевые из доступных «зеленых» видов топлива, но их использование сопряжено со значительными экологическими издержками, поскольку крупномасштабное увеличение производства требует дополнительной расчистки земель.

— Сделка с IMO дает толчок развитию альтернативных видов морского топлива, но, к сожалению, именно биотопливо первого поколения, разрушающее леса, получит наибольший толчок в течение следующего десятилетия, — пожаловался Фаиг Аббасов, директор программы судоходства по транспорту и окружающей среде (T&E).

Защитники климата и отраслевые группы согласились с тем, что структура сборов не соответствует тому, что было бы необходимо для обеспечения перехода всей отрасли на дорогостоящий экологически чистый метанол и экологически чистый аммиак в ближайшей перспективе.

Однако, согласно анализу, проведенному T&E, график IMO приведет к существенному сокращению выбросов примерно с 2030 года — значительному сокращению по сравнению с увеличением, ожидаемым при отсутствии регулирования и обычном режиме работы.

Согласно графику, отрасль достигнет нулевого уровня только через несколько лет после 2050 года.

— Принятие столь важных решений является первым шагом в правильном направлении, поскольку теперь часть – хотя и небольшая – выбросов от судоходства облагается тем, что фактически является глобальным сбором. Однако, учитывая ожидаемое снижение выбросов примерно на 10% к 2030 году по сравнению с 2008 годом, уровень амбиций в значительной степени недостаточен для достижения цели IMO по сокращению выбросов, не говоря уже о достижении траектории в 1,5 градуса Цельсия, — уверена доктор Мари Фрикоде, старший научный сотрудник Энергетического института калифорнийского Университета.

Сторонники ужесточения режима выбросов обвинили в результате давних противников климатических мер; администрация Трампа, которая ранее на этой неделе заявила о своем несогласии с любыми сборами за выбросы углерода, также подверглась критике.

— Давайте внесем ясность в вопрос о том, кто отказался от 1,5°C. Саудовская Аравия, США и союзники по ископаемому топливу довели цифры до неприемлемого уровня и блокировали прогресс на каждом шагу, — подчеркнул министр Вануату Ральф Регенвану, сторонник амбициозных климатических мер в IMO.

— Мы признаем, что это может быть не то соглашение, которое предпочли бы все представители отрасли, и мы обеспокоены тем, что оно еще не может обеспечить необходимую определенность. Но это основа, на которую мы можем опираться, — указано в заявлении представителя Международной палаты судоходства Гая Платтена.

— Это важная веха в климатической политике и поворотный момент для судоходства. Нашу отрасль уже давно называют  «трудноизвлекаемой», но рекордные инвестиции в отрасль и новые глобальные меры могут изменить ситуацию, — уверен Джо Крамек, президент и исполнительный директор WSC.

UCL предупредил, что без высокодоходного налога IMO, стимулирующего многомиллиардные инвестиции в экологически чистое топливо, потоки капитала на национальном уровне теперь будут определять, кто выиграет от перехода судоходства к «зеленой» экономике — во многом так же, как это сделал Китай со своими инвестициями в солнечные панели, ветряные турбины, аккумуляторы, электромобили и судостроение.

«В настоящее время существует значительный риск того, что будущее судоходства, как и возобновляемых источников энергии и электромобилей с аккумуляторными батареями, будет в значительной степени зависеть от стран с сильной промышленной политикой», — предупредили в UCL.

Подводя черту, нельзя не отметить влияние научно-технического прогресса на переход к безуглеродным технологиям в морской индустрии.

Значительный прогресс в НИОКР был бы крайне желательным.

Поделиться

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *