С началом СВО Владимира Путина в Украине на морских коммуникациях Черного и Балтийского морей осложнились условия навигации для российских судов, задействованных в экспорте углеводородов. В этих обстоятельствах не приходится удивляться тому, что с 1 июля правительство Швеции намерено ввести новые правила в отношении судов, которые проходят через шведские территориальные воды или экономическую зону, а не только тех, которые заходят в порт.
Таким образом, шведские власти присоединяется к другим странам, включая Эстонию, Финляндию и Европейский союз, которые также внедрили новые меры по мониторингу, включая проверку страховой документации для судов, плавающих по Балтийскому морю.
— Мы сталкиваемся с нарастающими проблемами в Балтийском море, что диктует необходимость готовиться к худшему, — заявил премьер-министр Швеции Ульф Кристерссон в своем посте в социальных сетях.
“Сейчас мы приняли важное решение о защите Балтийского моря от российского теневого флота… Безопасность не может ждать”.
Для борьбы с российским теневым флотом Береговой охране и Морской администрации Швеции поручено собирать информацию о страховании с судов, которые проходят через шведские территориальные воды или экономическую зону транзитом.
— Сейчас мы усиливаем наблюдение в Балтийском море, — заявил министр юстиции Гуннар Стреммер, ссылаясь на теневой флот, который обходит международные правила и угрожает безопасности.
Показательно, что действия Швеции последовали примеру Европейской комиссии, которая в апреле приняла требование о том, чтобы все суда, включая те, которые просто проходят через воды ЕС без захода в порты ЕС, предоставляли информацию о страховании.
Соответственно, попытки проверить документацию и страховую информацию привели к росту напряженности в Балтийском регионе.
В частности, действия Эстонии, направленные на остановку танкера, который, как она подозревала, эксплуатировался без законной регистрации, привели к короткой стычке, в ходе которой российский военный самолет совершил несанкционированное вторжение в воздушное пространство Эстонии.
Аналогичным образом, Финляндия недавно сообщила, что российский военный самолет вторгся в ее воздушное пространство, а министр обороны Финляндии заявил, что страна продолжит свои усилия по отслеживанию передвижения танкеров теневого флота в Финском заливе.
Между тем, ЕС последовательно продолжает оказывать давление на теневой флот, наложив санкции на более чем 300 танкеров РФ.
Постоянный представитель России при ООН Василий Небензя во время выступления в Совете Безопасности ООН назвал активистов ЕС “балтийскими пиратами”, а ЕС — “болельщиками”.
По его мнению, “неподобающее поведение стран ЕС создает очень опасный прецедент”.
В свою очередь, военно-морской флот России приступил к сопровождению нескольких танкеров теневого флота, которые направляются от нефтяных терминалов в Балтийское море.