Сбои в работе электронных систем, о которых первоначально сообщалось в минувшую субботу в аэропортах Брюсселя, берлинского аэропорта Бранденбург и лондонского аэропорта Хитроу, привели к тому, что регистрация и посадка на борт были возможны только в ручном режиме.
Кибератака была нацелена на системы регистрации и посадки на борт, нарушила воздушное движение и вызвала задержки в нескольких крупнейших аэропортах Европы.
Соответственно, в результате вторжения были обнаружены уязвимости в системах безопасности, хотя многие другие европейские аэропорты заявили, что это не повлияло на их работу.
“В пятницу вечером, 19 сентября, произошла кибератака на поставщика услуг систем регистрации и посадки на борт, затронувшая несколько европейских аэропортов, включая аэропорт Брюсселя”, — говорится в заявлении аэропорта Брюсселя, в котором первоначально сообщалось о “значительном влиянии” на расписание рейсов.
Было подтверждено, что проблема связана с поставщиком систем регистрации и посадки на борт, а не с авиакомпаниями или самими аэропортами.
Компания Collins Aerospace, чьи системы помогают пассажирам регистрироваться, распечатывать посадочные талоны и багажные бирки, а также отправлять багаж из киоска, сообщила о “кибератаках”, связанных с программным обеспечением MUSE (многопользовательской системной среды) в “некоторых аэропортах”.
Экспертов интересует — кто может стоять за кибератакой?
Туристический аналитик Пол Чарльз сказал, что он был “удивлен и шокирован” атакой, которая затронула одну из ведущих авиационных и оборонных компаний мира.
— Вызывает глубокое беспокойство тот факт, что пострадала компания такого уровня, которая обычно располагает такими устойчивыми системами, — пожаловался он.
— Это действительно очень хитроумная кибератака, потому что она затронула ряд авиакомпаний и аэропортов одновременно — не только один аэропорт или одну авиакомпанию, но и проникла в базовую систему, которая позволяет авиакомпаниям эффективно регистрировать многих своих пассажиров на разных стойках в разных аэропортах по всей Европе, — пояснил эксперт.
Представитель аэропорта Брюсселя Ихсане Чиуа Лехли сообщила телекомпании VTM, что к середине утра девять рейсов были отменены, четыре были перенаправлены в другой аэропорт, а 15 были задержаны на час и более.
Она не сообщила — как долго могут продлиться сбои в работе?!
Аксель Шмидт, глава отдела коммуникаций аэропорта Бранденбурга, сказал, что к концу дня “у нас не было отменено ни одного рейса по этой конкретной причине, но это может измениться”.
В аэропорту Берлина заявили, что операторы отключили подключение к уязвимым системам.
В Хитроу, самом загруженном аэропорту Европы, сбои в работе были “минимальными”, и отмены рейсов, напрямую связанных с проблемами, с которыми столкнулся Коллинз, не наблюдались.
Представитель компании не сообщил подробностей о том, сколько рейсов было задержано в результате кибератаки.
Администрация воздушной гавани посоветовала путешественникам проверять статус своего рейса и принесли извинения за возможные неудобства.
Некоторые пассажиры выразили недовольство отсутствием персонала.
Поскольку многие, если не большинство, проходят индивидуальную регистрацию, авиакомпании сократили количество людей, работающих на традиционных стойках регистрации.
Мария Кейси, которая направлялась в двухнедельный туристический отпуск в Таиланд с Etihad Airways, пожаловалась, что ей пришлось провести три часа на регистрации багажа в терминале 4 аэропорта Хитроу.
— Им пришлось заполнять наши багажные квитанции от руки, при этом были заняты только две стойки, видимо, из-за нехватки персонала, — объяснила она.
Компания Collins, занимающаяся авиационными и оборонными технологиями, которая является дочерней компанией RTX Corp., ранее Raytheon Technologies, подтвердила, что ее специалисты “активно работают над решением проблемы и восстановлением полной функциональности наших клиентов как можно быстрее”.
“Последствия ограничиваются электронной регистрацией клиентов и сдачей багажа и могут быть смягчены с помощью операций ручной регистрации”, — говорится в заявлении.
Одно очевидно — отрасль авиаперевозок уязвима из-за использования сторонних платформ, ем легко пользуются хакеры.
Шарлотта Уилсон, руководитель корпоративного отдела компании по кибербезопасности Check Point, подтверждает, что авиационная отрасль становится “все более привлекательной мишенью” для киберпреступников из-за ее сильной зависимости от общих цифровых систем.
— Эти атаки часто затрагивают всю цепочку поставок, используя сторонние платформы, которые используются несколькими авиакомпаниями и аэропортами одновременно, — поясняет она.
“Когда один поставщик подвергается атаке, волновой эффект может быть немедленным и далеко идущим, вызывая повсеместные сбои в работе за пределами границ”.
Эксперты пока не нашли хакеров, стоящих за атакой.
— Судя по имеющейся у нас информации, это больше похоже на вандализм, чем на вымогательство, — считает Джеймс Дэвенпорт, профессор информационных технологий в Университете Бата в Англии.
“Я думаю, что должны появиться новые важные детали, чтобы изменить это мнение”.
Впрочем, даже человеку непосвященному, предельно ясно, что жертвами кибертеррористов могут стать и пассажиры, находящиеся в воздухе.
Хакеры активно – продвигаются к такой возможности.
Автор: 