16.03.2025

Трамп всерьез взялся за судостроение

С момента окончания холодной войны судостроение в США находится в устойчивом упадке, но некоторые представители отрасли теперь надеются на возрождение отрасли, как это было обещано на прошлой неделе президентом Дональдом Трампом, с учетом того, что Соединенные Штаты когда-то были мировым лидером как в коммерческом, так и в военно-морском судостроении.

С американских верфей сходят суда, но их недостаточно

Позже очень сильно отстали от своего главного конкурента — Китая.

В минувший вторник, обращаясь к Конгрессу, Дональд Трамп пообещал возродить этот сектор экономики США, для его предполагается создать специальное Управление судостроения при Белом доме.

Американские судостроители готовы поддержать президента, но эксперты предупреждают, что даже согласованные усилия в ответ на подавляющее доминирование Китая в этом секторе займут годы и обойдутся во многие миллиарды долларов.

— Это исторический момент, — заявил Мэтт Пакстон, президент Совета судостроителей Америки (SCA), который представляет более 150 американских судостроительных компаний.

— Мы ждем, чтобы узнать больше, — сообщила репортеру AFP Синтия Кук, возглавляющая оборонно-промышленную группу в Центре стратегических и международных исследований (CSIS).

«Очевидно, что судостроение является слабым местом промышленности Соединенных Штатов».

— Однако, вы не можете сразу получить больше кораблей, тратя деньги на решение проблемы, — добавила она.

По данным консалтинговой компании McKinsey, производство кораблей в США сократилось на 85 процентов по сравнению с 1950-ми годами, а количество военно-морских верфей, способных строить самые крупные суда, сократилось на 80 процентов.

В 1970-х годах пять процентов коммерческих судов, построенных в мире (в валовом тоннаже), производились на американских верфях, но к настоящему времени эта доля сократилась до ничтожного одного процента, что является большой разницей по сравнению с Китаем (50 процентов), Южной Кореей (26 процентов) или Японией (14 процентов).

— Нам нужны какие-то решения для устранения наших пробелов в судостроении, — заявил Кук из CSIS, отметив при этом, что Сеул и Токио, по крайней мере, являются союзниками США.

— Я абсолютно согласен с тем, что мощности американских верфей уже не те, что были когда-то, — заявил Пакстон в прошлом месяце перед комитетом Конгресса.

По его словам, военно-морской флот США сократился с 471 корабля после окончания холодной войны в 1992 году до 295 на сегодняшний день.

По данным Бюджетного управления Конгресса (CBO), текущий план ВМС США по созданию флота из 390 кораблей к 2054 году — с закупкой 364 новых в связи с выбытием старых — обойдется в среднем в 40 миллиардов долларов в год.

Пэкстон уверен, что людям Трампа нужна комплексная стратегия для отрасли, включая способы устранения административных и нормативных препятствий, если она хочет достичь своих целей в области судостроения.

Сенатор-республиканец Роджер Уикер нарисовал мрачную картину во время слушаний по утверждению бизнесмена Джона Фелана на пост министра ВМС в прошлом месяце.

— Почти каждая крупная кораблестроительная программа в США отстает от графика, превышает бюджет или непоправимо отстает от графика, — пожаловался Уикер, возглавляющий Комитет по вооруженным силам.

В вою очередь, кораблестроители жалуются на то, что их работа регулярно осложняется из-за изменений, внесенных в последнюю минуту по требованию военно-морского флота, которые приводят к задержкам и перерасходу бюджетных средств.

Еще одной проблемой является острая нехватка работников.

Пандемия COVID-19 вызвала волну преждевременных увольнений и смены карьеры, что замедлило процесс обучения, а в условиях исторически низкой безработицы в США заработная плата в промышленности не выдерживает конкуренции.

Тем ни менее, военно-морское судостроение прямо или косвенно вносит более 40 миллиардов долларов в ВВП страны.

Промышленность продолжает строить «множество судов», в основном для внутреннего рынка, сообщил Пакстон, добавив, что Трамп, вероятно, хочет получить гораздо большую долю США на мировом рынке.

Верфи США не только производят и обслуживают суда для государственных органов — от Военно-морского флота США до таких агентств, как Национальное управление океанических и атмосферных исследований (NOAA), — они также производят и обслуживают около 40 000 коммерческих судов.

Однако конкуренция очень жесткая, поскольку отрасль во многих странах, особенно в Китае, пользуется обширными субсидиями и налоговыми льготами, сообщают источники.

Представитель Huntington Ingalls Industries заявил, что HII, один из крупнейших американских судостроителей, «благодарен» Трампу за комментарии и работает с правительством, чтобы помочь «удовлетворить растущий спрос, который растет из поколения в поколение».

Смогут ли американские судостроители составить достойную конкуренцию коллегам из КНР – вопрос открытый.

Поделиться

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *