16.03.2025

Китайский флот кошмарит Дональда Трампа

Президент Панамы Хосе Рауль Мулино отверг комментарии избранного президента США Дональда Трампа о том, что его новая администрация может попытаться вернуть контроль над Панамским каналом.

Дональд Трамп опасается, что Панамский канал попадет под контроль китайцев

Выступая на своем предвыборном митинге в Аризоне в минувшие выходные, Дональд Трамп пожаловался, что власти канала взимают необоснованные сборы с судов, которые проходят через один из жизненно важных судоходных водных путей, соединяющих Атлантический и Тихий океаны, и что, если тарифы не будут снижены, США потребуют вернуть канал “в полном объеме и быстро», и без вопросов”.

— Сборы, взимаемые Панамой, смехотворны и в высшей степени несправедливы, — заявил Трамп своим сторонникам в Аризоне в минувшее воскресенье.

— Это явное ограбление нашей страны должно немедленно прекратиться, — заявил он.

В ответ, президент Панамы Мулино, отметил, что каждый квадратный метр канала и прилегающей территории принадлежит его стране и что суверенитет и независимость Панамы не подлежат обсуждению.

— Тарифы — это не прихоть, — пояснил Мулино.

— Они устанавливаются публично и на открытых слушаниях с учетом рыночных условий, международной конкуренции, эксплуатационных расходов и потребностей в обслуживании и модернизации межокеанского маршрута, — заключил он.

Трамп также намекнул на растущее влияние Китая на канал.

— Этим должна была управлять исключительно Панама, а не Китай или кто-либо еще – пожаловался Трамп на своей социальной платформе Truth в минувшие выходные.

“Мы бы никогда не позволили, чтобы это попало не в те руки!”

Мулино ответил заявлением, что канал не находится под прямым или косвенным контролем “ни Китая, ни Европейского сообщества, ни Соединенных Штатов, ни какой-либо другой державы”.

США, построившие канал в 1900-х годах, десятилетиями управляли территорией, прилегающей к проливу. Вашингтон передал контроль над водным путем Панаме в 1999 году в соответствии с договором, подписанным в 1977 году при президенте Джимми Картере, после периода совместного управления.

По оценкам, в среднем за год по искусственному водному пути протяженностью 82 км проходит 2,5% мировых морских перевозок.

Пользование Панамским каналом значительно сокращает время прохождения судов между двумя океанами, позволяя им избегать маршрута вокруг самой южной оконечности Южной Америки через пролив Дрейка или Магелланов пролив.

Через него проходят грузы на сумму около 270 миллиардов долларов в год, включая около 40% всех контейнерных перевозок в США.

Дональд Трамп не случайно обмолвился о Китае, так как доминирование КНР в судостроении явно угрожает экономической безопасности США.

По мере того, как китайская судостроительная промышленность набирает обороты, американская продолжает испытывать трудности.

Китайский торговый флот значительно превосходит американский, и отрыв будет только возрастать

Так, теплоход Mark W. Barker, спущенный на воду в 2022 году, стал первым новым грузовым судном под флагом США на Великих озерах, построенным за последние 40 лет.

Между тем, до 1982 года китайские верфи ежегодно строили всего несколько малотоннажных коммерческих судов, в основном костеров.

После того, как была создана государственная Китайская судостроительная корпорация (China State Shipbuilding Corp.) (CSSC), и несколько месяцев спустя CSSC осуществила первую поставку крупнотоннажного балкера Regent Tampopo на международный рынок коммерческих судов, а в 2002 году Китай производил уже 310 судов в год, что составляло 5 процентов от общемирового объема.

Показательно, что премьер-министр Китая Чжу Жунцзи официально объявил о плане превратить Китай в крупнейшую в мире судостроительную страну к 2015 году, для чего в разных регионах страны были созданы три крупные судостроительные верфи, субсидируемые правительством.

По данным Центра стратегических и международных исследований США, Китай вложил значительные средства в достижение своих морских целей, потратив в 2010-2018 годах 172 миллиарда долларов.

В настоящее время в Китае функционируют более 20 верфей и 140 сухих доков.

А всего, спустя 42 года после основания CSSC, в стране строится около 2 000 коммерческих судов в год (по сравнению с пятью в Соединенных Штатах), что составляет почти 60 процентов от общего нового мирового тоннажа.

У китайцев слова не расходятся с делом.

Неслучайно поэтому, 2023 году Китай экспортировал в США товаров на сумму 450 миллиардов долларов, включая недорогую электронику и низкосортную сталь. В ответ, США поставили Китаю товары на сумму около трех миллиардов долларов, в основном сельскохозяйственной продукции.

При этом, большая часть этих поставок была осуществлена с использованием флота из 6 000 океанских коммерческих судов под флагом Китая.

Грузы, перевозимые не на китайских судах, часто перевозятся на судах под удобным флагом, построенных в Китае, но зарегистрированных в таких местах, как Панама или Либерия.

Коммерческие суда под удобным флагом, построенные в Китае, получают ряд особых привилегий, включая 28-процентную скидку на портовые сборы при каждом заходе в китайский порт, что дает им значительное финансовое преимущество перед американскими судами.

Китай явно намерен доминировать в мировой экономике, отчасти за счет судоходства, так как на международном рынке работает в 75 раз больше судов под флагом Китая, а возможности коммерческого судостроения в 232 раза больше, чем в США.

Таким образом, новому – старому президенту США придется нести груз ответственности на своих плечах больший, чем способен пропустить Панамский канал.

Вряд ли Китай без боя сдаст свои позиции, хоть в торговле, хоть в судоходстве.

Поделиться

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *