Согласно последним данным платформы DNV Alternative Fuels Insights (AFI), 2024 год стал рекордным в строительстве судов, работающих на альтернативных видах топлива. При этом лидирующим источником энергии для работы судовых двигателей стал СПГ.
Отрасль заказала 515 «альтернативных» судов, что на 38% больше по сравнению с 2023 годом, с учетом, что в это число не вошли суда, работающие на СПГ.
Контейнеровозы и автомобилевозы стали драйверами «альтернативного» судостроения.
В 2024 году 69% всех заказов на контейнеровозы приходилось на суда, способные работать на альтернативных видах топлива, что было сделано грузовладельцами в ответ на требования потребителей о более экологичных методах эксплуатации, а также линейными компаниями, готовящимися заменить устаревший тоннаж.
Предпочтительным видом топлива в этом сегменте был СПГ (67%). В общей сложности на сегменты контейнерных перевозок и морских перевозок автомобилей пришлось 62% всех заказов на альтернативное топливо в 2024 году.
Одновременно сохранялся дефицит альтернативных видов топлива.
Кнут Эрбек-Нильссен, морской директор DNV, подтверждает, что в 2024 году судовладельцы сделали ставку на множество альтернативных видов топлива: было добавлено 166 заказов на метанол (32% от общего объема заказов AFI), что отражает растущий интерес судоходства к разнообразным видам топлива, поскольку оно стремится сократить выбросы парниковых газов.
По его данным, большинство из этих заказов на метанол (85) были сделаны в сегменте контейнеров.
В то время как в начале года количество заказов на строительство судов, работающих на альтернативном топливе, было обусловлено использованием метанола, к концу года СПГ стал основным альтернативным видом топлива в отрасли.
Количество заказов на суда для сжиженного природного газа, размещенных в 2024 году, составило 264, что в два раза больше, чем в 2023 году (130).
Производство аммиака получило многообещающий импульс в первые месяцы года и продолжало расти в течение всего 2024 года.
Всего было размещено 27 заказов на суда, работающие на аммиаке: в 2024 году (10), в основном в сегменте балкеров (5).
Несмотря на то, что массовое производство аммиака все еще находится на ранней стадии, это является еще одним свидетельством появления аммиака на рынке альтернативных видов топлива.
Количество судов, работающих на сжиженном природном газе, удвоилось в период с 2021 по 2024 год, а в 2024 году было осуществлено рекордное количество поставок (169).
К концу 2024 года в эксплуатации находилось 641 судно, работающее на сжиженном природном газе.
Согласно книге заказов AFI, ожидается, что к концу десятилетия это число удвоится.
В то время как инфраструктура бункеровки для некоторых альтернативных видов топлива остается недостаточно развитой, операции с СПГ набирают обороты.
За последний год количество действующих судов-бункеровщиков для сжиженного природного газа выросло с 52 до 64, и в 2025 году ожидается дальнейший рост.
Эксперты предполагают, что в ближайшие пять лет значительный разрыв между предложением и спросом на СПГ для бункеровки увеличится.
Решение этой проблемы путем развития соответствующей инфраструктуры для альтернативных видов топлива – как для судов, так и для бункеровки — может создать сигналы спроса, стимулирующие долгосрочное производство топлива.
Ожидается, что благодаря нормативному пакету ЕС Fit for 55, устанавливающему требования к большой сети портов для обеспечения инфраструктуры бункеровки СПГ, доступность СПГ в портах возрастет.
— Рыночные условия, развитие инфраструктуры, обновление производства топлива и потребности грузовладельцев — все это формирует спрос на различные виды топлива как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе, — отмечает Кнут Эрбек-Нильссен.
— Изменение тенденций в заказах на СПГ и метанол в этом году может быть связано с медленным развитием производства экологически чистого метанола. В долгосрочной перспективе экологически чистый метанол может стать частью энергетического баланса наряду с аммиаком, — уверен он.
— Параллельно, СПГ предлагает жизненно важный альтернативный вид топлива, извлекающий выгоду из существующей инфраструктуры и краткосрочного сокращения выбросов, а также способный выступать в качестве долгосрочного решения, при условии, что RNG (возобновляемый природный газ) будет доступен и будет поставляться по конкурентоспособной цене, — уточняет Джейсон Стефанатос, директор по глобальной декарбонизации в ДНВ.
Как видим, налицо доминирование СПГ, как главного источника из всех альтернативных видом энергии для морской индустрии.