В связи с боевыми действиями в районе Персидского залива, усилились проблемы с работой GPS гаджетов, что осложняет навигацию судов.
С учетом того, что в понедельник продолжился четвертый день вооруженного конфликта между Израилем и Ираном, напряглись мировые энергетические рынки и морская отрасль в целом.
И хотя израильские авиаудары до сих пор избегали прямых атак по иранской нефтяной инфраструктуре, сообщение о взрыве на заводе по производству природного газа вблизи крупного месторождения Южный Парс в минувшие выходные усилило опасения по поводу более широкой дестабилизации в регионе.
В свою очередь, Иран объявил, что успешно нанес удар по израильскому портовому городу Хайфа.
В этих обстоятельствах не приходится удивляться, что угроза разгорающейся войны на богатом нефтью Ближнем Востоке, на долю которого приходится почти треть мировых поставок сырой нефти, привела к резкому росту цен на энергоносители и тарифов на фрахт танкеров.
Многоопытные судовладельцы, трейдеры и страховщики трезво оценивают растущие риски, связанные с работой в регионе.
Кроме того, морские власти заметили значительные электронные помехи, влияющие на коммерческие суда по всему Ближнему Востоку.
Так, Объединенный морской информационный центр (JMIC), входящий в состав возглавляемых США Объединенных военно—морских сил, подтвердил в субботу, что корабли, действующие вблизи Персидского залива и Восточного Средиземноморья, сообщают о ложных сигналах определения местоположения и серьезных помехах GPS.
Согласно данным, собранным коммерческими платформами слежения, у побережья Хайфы наблюдалась уже знакомая схема круговой подмены, которая была вызвана искажением сигналов GPS.
Сотрудники JMIC призвали операторов судов внимательно следить за навигационными системами и подготовить альтернативные методы связи и определения местоположения, чтобы избежать инцидентов на море.
Аналитики также не исключают возможности принятия Ираном ответных мер путем нарушения движения через Ормузский пролив — жизненно важную артерию, по которой ежедневно транспортируется около 20 млн баррелей сырой нефти и нефтепродуктов.
В то время как полное закрытие Ормузского пролива считается маловероятным и нецелесообразным с точки зрения логистики, частичное прекращение работы в результате преследования, захвата или ограниченных нападений на суда остается вероятным.
Судовой брокер Гибсон предупредил, что даже незначительные беспорядки могут сократить число судовладельцев, желающих пересечь пролив транзитом, что приведет к повышению ставок фрахта и потенциальному смещению спроса на сырую нефть в Атлантическом бассейне и других более безопасных зонах погрузки.
Также обоснованно растет беспокойство по поводу того, что Иран может активизировать свои прокси силы для распространения конфликта за пределы Персидского залива.
Аналитики по безопасности на море предупреждают, что повстанцы-хуситы в Йемене, чьи военно-морские силы ранее в этом году подвергались ударам США, могут возобновить атаки на суда в Красном море в знак поддержки Тегерана.
В минувшую пятницу суда, плавающие под флагом Великобритании, получили предупреждения о недопустимости прохождения через южную часть Красного моря.