08.07.2025

Иранские мины пока не появились в Ормузском проливе

Целенаправленные атаки — это одна из возможностей для Ирана, у которого есть целый ряд противокорабельных баллистических ракет, беспилотных летательных аппаратов, крылатых ракет-носителей и беспилотных лодок-смертников, которые можно использовать для поражения морских целей. Но мины предлагают нечто большее.

Они сравнительно дешевы, просты в установке, трудноудаляемы и вызывают психологический страх. Большинство судов не могут обнаружить привязную или донную мину, поэтому для экипажа угроза может исходить отовсюду.

А когда мина все-таки взрывается, труднее возложить вину на нарушителя, поскольку от корабля, установившего мину, давно и след простыл.

Если бы Иран захотел использовать свои мины в Ормузском проливе, то это не составило бы труда.

Иран располагает морскими минами в количестве примерно 5 000 – 6 000 штук, включая донные мины российского производства MDM-6 и мощные реактивные мины китайского производства EM-52, которые можно размещать с помощью своего мини-подводного флота или менее скрытно с помощью своих надводных кораблей.

Гэв Дон, бывший офицер британской военно-морской разведки, считает, что морские страховые компании приостановят страховое покрытие Ормузского пролива, если он будет заминирован, что сделает движение танкеров по нему невозможным.

Показательно, что Иран имеет опыт использования морских мин.

Во время ирано-иракской танкерной войны в конце 1980-х годов Иран установил морские мины против конвоев ВМС США в Персидском заливе и Ормузском проливе, что вызвало решительный военный ответ США.

После того, как иранская мина едва не потопила фрегат USS Samuel B. Roberts, ВМС США предприняли ответные действия, проведя операцию «Богомол» — комплексный удар, в результате которого были потоплены один фрегат, одна канонерская лодка и три быстроходных катера, уничтожены две нефтяные платформы и еще один фрегат был серьезно поврежден.

Погибло более 50 иранских военнослужащих.

Понятно, что и в настоящее время, минная война стала бы для Ирана одним из наиболее эффективных способов нанести ущерб его Западным противникам. Через Ормузский пролив поступает около 20% мировых поставок нефти и СПГ, а также увеличивается объем контейнерных перевозок для стран Персидского залива. По данным Goldman Sachs, даже частичное снижение трафика нарушит торговлю и приведет к росту цен на нефть выше 100 долларов за баррель.

В то же время, сам Иран, целиком зависящий от экспорта своей нефти, главным образом, в Китай, едва ли решится стрелять себе в ногу, блокируя Ормузский пролив.

Поделиться

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *