Проектанты по освещению организованной преступности и коррупции (OCCRP) и журналистскими расследованиями из Follow the Money, выявили, что европейские и американские судовладельцы прикарманили по меньшей мере 6,3 миллиарда долларов, продав сотни устаревших танкеров подставным компаниям, через которые пополняется теневой флот России.
В отчете отслеживается продажа около 230 судов и то, как они часто быстро меняли названия и флаги после поступления заказчику, а затем начинали перевозить российскую экспортную нефть.
При этом, на долю греческих бизнесменов приходилось более половины продаж.
Несмотря на то, что прямые продажи нефтяных танкеров российским компаниям запрещены санкциями Европейского союза, введенными в 2023 году, непрямые продажи компаниям из стран, которые не участвуют в санкциях, не являются незаконными.
Follow the Money и ее медиа-партнеры выявили по меньшей мере 32 танкера европейских владельцев, которые были проданы в теневой флот после того, как эти правила вступили в силу в конце 2023 года.
“Более трети теневого флота танкеров, перевозящих российскую нефть, состоит из судов, которые ранее принадлежали судовладельцам из Западных стран – тех самых стран, которые ввели санкции против России из-за ее агрессивной войны против Украины”, — отмечается в совместном расследовании.
В конце прошлого года число судов, попавших под санкции, превысило 1 000, и, по данным S&P Global Market Intelligence, более 800 из этих судов не имеют подтвержденной страховки.
Более того, средний возраст судов, на которые распространяются санкции, – 21 год – примерно на восемь лет больше, чем в среднем по миру, что усиливает растущую обеспокоенность по поводу того, что распухающий, так называемый, теневой флот может стать причиной крупных экологических катастроф.
По данным брокеров BRS, несмотря на замедление темпов роста, мировой теневой флот по-прежнему увеличивается примерно на 10 танкеров в месяц.
По оценкам брокера Gibson, в прошлом году почти два из трех возрастных танкеров перевозили иранские, венесуэльские или российские грузы.
Сан-Марино, Гайана, Сьерра-Леоне, Коморские острова, Гвинея-Бисау и, прежде всего, Гвинея-Бисау — это государства флага, которые выделяются своим необычайным ростом флота, согласно последним данным, собранным в журнале Clarksons Research World Fleet Monitor.
Представленные на этом ресурсе статистические данные, свидетельствуют о том, что властям Западных стран приходится бороться с мошенничеством в своем стремлении расправиться с растущим теневым флотом.
Рост флота крошечного государства Сан–Марино, вероятно, вызовет вопросы в европейских кругах — за последние 12 месяцев его тоннаж вырос на 663% и составил 1,1 млн тонн.
Гайана в Южной Америке также попала в заголовки газет в последние месяцы, демонстрируя рост флота за последний год на 576% до 3,3 млн тонн.
Средний возраст тоннажа также превышает 40 лет.
Однако именно в Африке количество государств под флагом увеличилось в наибольшей степени в соответствии с ростом теневого флота: Сьерра–Леоне выросло на 105%, Коморские острова — на 104%, Гвинея-Бисау подскочила на 340%, и, что самое удивительное, число государств под флагом Гвинеи выросло на сотни проенттов за последние 12 месяцев.
По данным Clarksons, еще один флагман, который часто упоминается в новостях из-за его теневого флота, — Барбадос, — за последний год увеличил свой флот на 177%.
Находясь под давлением, Барбадосский судовой реестр со штаб-квартирой в Лондоне заявил, что к концу января он попросит в общей сложности 46 судов снять флаг страны в результате санкций Великобритании.
“Использование Россией так называемого теневого флота представляет особую угрозу морской и экологической безопасности в регионе Балтийского моря и во всем мире. Эта предосудительная практика также угрожает целостности подводной инфраструктуры, увеличивает риски, связанные со сброшенными в море химическими боеприпасами, и значительно поддерживает финансирование незаконной агрессивной войны России против Украины”, — отмечается в совместном заявлении глав государств и правительств Дании, Эстонии, Финляндии, Германии, Латвии, Литвы, Польша и Швеция в прошлом месяце.
Все вместе взятое, дает основание утверждать о беспрецедентной коррупции, связанной с экспортом российской нети, которая, надо полагать, ни при каких обстоятельствах, не исчезнет.