21 октября 2024 года Коалиция по ограничению цен (“Коалиция”) опубликовала обновленное руководство для морской отрасли, в котором содержатся рекомендации по наилучшей практике для тех, кто занимается торговлей сырой нефтью и нефтепродуктами российского происхождения. Первоначальное руководство было опубликовано 12 октября 2023 года.
Обновленная версия содержит новые рекомендации (№ 8-11) по соблюдению международных обязательств в области безопасности на море и охраны окружающей среды, усилению должной осмотрительности при продаже танкеров, недопущению взаимодействия с контрагентами, подпадающими под санкции, и повышению внутренней осведомленности.
В обновленном консультативном заключении Коалиция подтверждает свою приверженность обеспечению безопасного потока нефти/нефтепродуктов, в то же время подчеркивая возросшие риски в области безопасности, охраны окружающей среды, финансовые и юридические риски, связанные с морской торговлей нефтью вне согласованных рамок предельных цен.
Признавая возросшую торговлю с участием «теневого» флота, Коалиция выделяет следующие основные риски, связанные с этим (которые не изменились по сравнению с предыдущими рекомендациями).:
Безопасность на море и морская среда – суда, задействованные в этой сфере, как правило, являются более старыми; имеют некачественные или фальсифицированные сертификаты; неадекватные стандарты безопасности и технического обслуживания, применяемые под флагами стран, не соответствующих стандартам, или непризнанными организациями; и неопытный экипаж.
Страхование и экономика – признавая огромный ущерб окружающей среде и высокие затраты на ликвидацию разливов нефти, Коалиция подчеркивает опасность, связанную с тем, что теневой флот не имеет надлежащего страхования от несчастных случаев на производстве: недостаточный капитал и механизмы перестрахования, а также отсутствие технических знаний, необходимых для ликвидации последствий аварий на море.
Репутационные, логистические и финансовые – подчеркивается, что субъекты, вовлеченные в теневую торговлю, часто имеют сложные и/или скрытые корпоративные структуры и занимаются отключением автоматических идентификационных систем (АИС) или манипулированием ими.
В результате такая обманчивая практика может привести к тому, что заинтересованные стороны неосознанно будут участвовать в сделках, которые противоречат их политике комплаенса, негативно скажутся на их репутации и приведут к тому, что контрагенты будут вести себя менее рискованно.
Правовые нормы и санкции – напоминаем представителям морской отрасли, что в ответ на войну России против Украины были приняты многочисленные санкции и экономические меры, включая ограничение цен на нефть.
Использование мошеннических методов/теневой торговли может привести к нарушению таких санкций и мер.
В качестве новой меры обновленное консультативное заключение напоминает морской отрасли о том, что Коалиция приняла меры, непосредственно применив санкции к конкретным судам и контрагентам, участвующим в торговле российской нефтью, что подчеркивает риск мошеннического поведения.
Учитывая риски, указанные выше, Коалиция продолжает рекомендовать заинтересованным сторонам отрасли следующие меры и передовую практику :
Требуется страхование P&I
с надлежащей капитализацией и достаточным покрытием обязательств в соответствии с Конвенцией о гражданской ответственности 1992 года и Законом о загрязнении нефтью 1990 года, а также проведение надлежащей проверки страховщика, включая финансовую устойчивость, послужной список, нормативные документы и/или структуру собственности.
Получить классификацию от общества — члена Международной ассоциации классификационных обществ (IACS)
Коалиция призывает заинтересованные стороны обеспечить, чтобы контрагенты получали классификацию от классификационных обществ — членов МАКО, подтверждающую пригодность судов для предполагаемого обслуживания.
Использование автоматических идентификационных систем (“АИС”) в соответствии с передовой практикой
Заинтересованные стороны должны способствовать непрерывной трансляции АИС на протяжении всего рейса.
Если судну необходимо отключить свою АИС в ответ на законные опасения по поводу безопасности, судно должно задокументировать обстоятельства, которые потребовали отключения.
Заинтересованные стороны отрасли также должны внимательно следить за нестандартными схемами работы АИС или данными, которые не соответствуют фактическому местоположению судов.
Следите за STS трансферами, проходящими с высокой степенью риска
Новым в обновленном рекомендательном документе является требование к заинтересованным сторонам обеспечить соответствие всех операций «от судна к судну» (STS) правилам и постановлениям конвенции МАРПОЛ и любым национальным нормативным актам. Как и в предыдущей версии, заинтересованным сторонам напоминается о необходимости проведения усиленной комплексной проверки в контексте перевозок по STS, включая уведомление о перевозках нефтеналивных грузов по STS, особенно в районах с повышенным риском незаконной торговой деятельности или манипулирования AIS. Заинтересованные стороны отрасли также должны проверить, что журналы учета нефти содержат отчетные данные о перемещении грузов на борту судов.
Запрашивайте связанные с этим транспортные и сопутствующие расходы
Завышение транспортных и сопутствующих расходов (например, фрахт, таможня, страхование) или объединение таких расходов в пакеты — это тактика, которая может использоваться для сокрытия того, что российская нефть была закуплена по цене, превышающей предельную.
В обновленном рекомендательном документе говорится о вступившем в силу с февраля 2024 года требовании к заинтересованным сторонам отрасли, участвующим в торговле нефтью в России, при определенных обстоятельствах запрашивать детальную разбивку всех известных затрат, особенно по требованию регулирующих органов.
Провести надлежащую юридическую проверку
Новым в обновленном рекомендательном документе является рекомендация о проведении усиленной комплексной проверки судов, которые претерпели многочисленные административные изменения, такие как смена флага, названия судна и смена владельца, или иным образом имеют повышенный уровень риска, основанный на возрасте, истории инцидентов, недостатках и/или истории проверок.
Сообщайте о судах, вызывающих опасения
Если участнику отрасли известно о потенциально незаконной или небезопасной морской торговле нефтью, в том числе о предполагаемых нарушениях предельных цен на нефть, он должен сообщить об этом соответствующим органам.
Обновленная рекомендация относится к предупреждению Коалиции о соблюдении требований и правоприменительной практике за февраль 2024 года, в приложении к которому содержится соответствующая отчетная информация.
Обеспечивать выполнение судами международных обязательств по безопасности на море и охране окружающей среды
В рекомендациях подчеркивается важная роль государств флага и прибрежных государств в соблюдении стандартов морской торговли нефтью. В них содержится ссылка на резолюцию ИМО от 2023 года, требующую от государств флага обеспечивать, чтобы суда не проводили незаконных операций и не уклонялись от соблюдения правил безопасности или охраны окружающей среды.
В нем содержится призыв к органам контроля государства порта, прибрежным государствам и/или другим соответствующим органам рассмотреть меры по пресечению такого поведения, например задержание или недопущение этих судов в национальные порты, мониторинг операций между судами в их территориальных водах и исключительной экономической зоне (ИЭЗ).
В нем также рекомендуется, чтобы другие заинтересованные стороны отрасли взаимодействовали с государствами флага, государствами порта, прибрежными государствами и соответствующими органами власти в отношении судов, вызывающих особую озабоченность.
Контролировать продажи танкеров
Обновленная рекомендация требует от сторон, занимающихся продажей танкеров и брокерской деятельностью, проводить более тщательную проверку возможных схем уклонения от уплаты налогов или незаконных закупок, особенно в отношении устаревших танкеров, включая танкеры, ранее предназначенные для утилизации.
Такая комплексная проверка должна включать в себя получение окончательной информации о бенефициарных владельцах, понимание того, были ли покупатели или связанные с ними компании по управлению судами ранее связаны с судами, совершавшими потенциально незаконные или небезопасные действия, и получение такой информации, как контактные данные, источник средств и копии документов, удостоверяющих личность бенефициарного владельца или владельцев покупателя.
Избегайте взаимодействия с подпадающими под санкции сторонами
Обновленная рекомендация напоминает заинтересованным сторонам о необходимости постоянного контроля за их деятельностью, чтобы убедиться, что они не взаимодействуют со сторонами, подпадающими под санкции, за исключением случаев, когда соответствующий национальный орган выдал лицензию или исключение.
Заинтересованным сторонам также следует проводить упреждающие расследования для выявления подверженности санкциям, в том числе для понимания того, могли ли их контрагенты в последнее время взаимодействовать с организациями, подпадающими под санкции.
Повысить уровень осведомленности и повысить прозрачность рынка
Обновленная рекомендация требует от заинтересованных сторон разработать целевые учебные программы для своих сотрудников и ассоциированных партнеров, ориентированные на риски, связанные с деятельностью теневого флота и обманными практиками, и охватывающие такие темы, как выявление тревожных сигналов, понимание последствий обманных практик для безопасности на море, надлежащая практика отчетности, риски, связанные с санкциями, и важность прозрачности и соблюдения требований.
В рекомендациях также отмечается, что заинтересованные стороны должны уделять приоритетное внимание открытому общению и сотрудничеству для борьбы с мошеннической практикой, включая обмен информацией и данными с отраслевыми партнерами.
Коммюнике OFAC о соблюдении требований: Руководство по соблюдению санкций для морской отрасли
31 октября 2024 года Управление по контролю за иностранными активами (OFAC) также опубликовало коммюнике о соблюдении требований: Руководство по санкциям для отрасли морского судоходства.
Данное руководство основано на сценариях и призвано помочь заинтересованным сторонам морского сектора в выявлении определенных новых или распространенных фактов, которые могут указывать на уклонение от санкций, решении общих вопросов должной проверки контрагентов и внедрении передовой практики для содействия соблюдению санкций.
Источник: Циркуляр, выпущенный Международной группой клубов морских страховщиков.