На протяжении всего года правительства ряд стран Балтии обсуждали возможность введения ограничений для работы российского теневого флота, потенциально, несущего угрозу экологии моря. И вот, ряд европейских стран последовали примеру Великобритании, требуя предоставить информацию о страховании коммерческих судов, связанных с Россией.
Разумеется, не всех, но тех, которые проходят через их воды.
Великобритания начала вводить подобные меры еще в октябре, требуя от судов так называемого теневого флота, которые правительство охарактеризовало как “подозреваемые в сомнительной страховке”, предоставлять подробную информацию об их страховом статусе при прохождении через Ла-Манш.
Отказ выполнять эти требования автоматически вел к пополнению санкционного списка Великобритании.
Российский экспорт нефти может пострадать с учетом того, что к британской инициативе присоединились Дания, Эстония, Финляндия, Литва, Нидерланды, Норвегия, Польша и Швеция.
Датское правительство в течение нескольких месяцев вело переговоры с соседями о том, как запретить некоторым представителям теневого флота России проходить транзитом через Балтийское море, что приобрело дополнительную важность после столкновения с груженым российским танкером-теневиком в начале этого года.
Решение морских властей Дании принципиально, так как Россия отправляет около трети своей экспортной морской нефти через Датские проливы.
В то же время, примерно каждое третье из этих судов имеет неизвестную страховку.
Всего же, около 175 танкеров, груженых российской нефтью, ежемесячно проходят транзитом через Балтику.
Такую цифру называет Крейг Кеннеди, который руководит подразделением Navigating Russia.
Он же предложил аналогичные страховые проверки в странах Балтии и на Эгейском море в своей статье для Института Брукингса в мае этого года.
Кеннеди уверен, что предложенные им меры «способны лишить Россию возможности загружать до 80% своего нефтяного экспорта на теневые танкеры, что вынудило бы Москву использовать обычные танкеры, что увеличило бы зависимость экспортных доходов от ограничения ценовых ограничений».
Решение стран Северной Европы, принятое на этой неделе, совпало с расширением санкционного списка ЕС в отношении танкеров, перевозящих российскую нефть по всему миру.
В минувший понедельник блок ввел санкции против еще 52 танкеров, ранее включив в список 17.
Вместе с тем, данные отслеживания судов, собранные агентством Bloomberg, показывают, что 68 из 106 танкеров с сырой нефтью, которые были занесены в черный список США, Великобританией, Европейским союзом или какой-либо их комбинацией, с октября 2023 года не приняли на борт ни одного груза с тех пор, как они были включены в черный список.
В новом году ожидается очередной пакет санкций с учетом того, что Польша сменит Венгрию на посту председателя ЕС.
На саммите Европейского политического сообщества в июле премьер-министр Великобритании Кир Стармер объявил о так называемом призыве к действию «теневого флота», к которому США и Канада присоединились в октябре.
В призыве к действию содержится настоятельный призыв ко всем государствам — членам Международной морской организации (ИМО) предотвращать незаконные операции теневого флота в морском секторе.
Стороны, согласившиеся следовать, предложенным Великобританией мерам, призвали государства флага обеспечить, чтобы суда, плавающие под их флагом, соблюдали максимально возможные требования к безопасности и предотвращению загрязнения и передовую практику, в то время как государства порта просят обеспечить соблюдение конвенций о безопасности и ответственности на этих судах, в том числе тех, которые касаются операций по перевалке груза с судна на судно и других видов деятельности. требование о наличии на борту действительных государственных страховых свидетельств.
Подписавшие соглашение стороны договорились обмениваться информацией о практике и операциях теневого флота, координировать меры реагирования на риски, исходящие от его судов и посредников, а также сотрудничать с частным сектором и другими заинтересованными морскими сторонами для устранения угрозы.
Симптоматично, что генеральный директорат судоходства Индии, крупнейшего покупателя российской нефти, недавно ввел в действие новые руководящие принципы, гарантирующие, что все суда, заходящие в эту самую густонаселенную страну мира, будут иметь надлежащие страховые свидетельства о защите и возмещении ущерба (P&I).
Если верить этой информации, то дорога в Индию для танкеров российского теневого флота будет заказана, так как P&I их не будет страховать.