Преследования российского теневого флота сказались на росте фрахтовых ставок, особенно на крупнотоннажные VLCC. По информации от некоторых судовых брокеров и трейдеров, ставки на фрахт супертанкеров подскочили после того, как США расширили санкции в отношении российской нефтяной отрасли, что заставило трейдеров спешно бронировать суда для доставки грузов из других стран в Китай и Индию.
Сейчас китайские и индийские нефтеперерабатывающие компании вынуждено ищут альтернативные источники поставок топлива, поскольку вынуждены приспосабливаются к новым жестким санкциям США в отношении российских производителей и перевозчиков, в целях сокращения доходов от российского экспорта нефти.
Многие из попавших в черный список Казначейства США судов, сейчас находятся в простое на просторах мирового океана.
Согласно анализу Lloyd’s List Intelligence, последние действия США означают, что, по оценкам, 35% из примерно 669 танкеров теневого флота, задействованных в перевозках российской, венесуэльской и иранской нефти, попали под санкции со стороны США, Великобритании или Европейского союза.
Соответственно, ставки фрахта для очень крупных перевозчиков сырой нефти (VLCC), которые могут перевозить 2 миллиона баррелей сырой нефти по основным маршрутам, резко выросли после того, как Unipec, торговое подразделение крупнейшего в Азии нефтеперерабатывающего завода Sinopec (OTC:), зафрахтовала в пятницу несколько супертанкеров.
По словам трейдеров, на прошлой неделе Unipec также закупила несколько партий малосернистой нефти из Европы и Африки, в том числе 2 млн баррелей норвежской Johan Sverdrup, 1 млн баррелей сенегальской Sangomar crude, ганской Ten Blend, ангольской Djeno и других.
— Поиски альтернативных видов сырья являются основной причиной роста фрахтовых ставок, — пояснил Ануп Сингх, руководитель отдела исследований в области морских перевозок в Oil Brokerage.
Ближневосточные фьючерсные контракты на сырую нефть выросли во вторую сессию в минувший вторник, при этом цены на нефть в Дубае, Омане и Мумбаи выросли до 4 долларов за баррель, что является самым высоким уровнем более чем за год, свидетельствуют данные Reuters. [CRU/M]
Согласно данным, опубликованным во вторник, с пятницы Unipec забронировала восемь танкеров для перевозки нефти с Ближнего Востока.
Другие китайские покупатели, Petrochina (Гонконг) и Rongsheng, заказали по танкеру для перевозки ближневосточной нефти.
По мнению судового брокера, ежедневная ставка по маршруту Ближний Восток — Китай, известному как TD3C, выросла на 39% с пятницы до 37 800 долларов, что является самым высоким показателем с октября прошлого года.
Тарифы на поставки российской нефти в Китай также резко возросли после введения санкций.
Согласно данным S&P Global Commodity Insights, фрахтовые ставки для танкеров типа Aframax, перевозящих сырую нефть марки WSTO из российского тихоокеанского порта Козьмино в Северный Китай, в минувший понедельник выросли более чем вдвое и составили 3,5 миллиона долларов, поскольку судовладельцы запросили значительные премии из-за ограниченного тоннажа, доступного для этого маршрута.
Ситуация усугубляется тем, что подпавшие под санкции танкеры застряли за пределами восточной провинции Шаньдун в Китае, не имея возможности разгрузиться из-за запрета, введенного Shandong Port Group до объявления США новых санкционных мер в пятницу прошлой недели.
Аналитическая компания Vortexa подсчитала, что более 85% рейсов российской нефти в Шаньдун осуществлялось танкерами, на которые были наложены новые санкции.
Не исключено, что доступность танкеров может еще больше сократиться, поскольку трейдеры ищут суда, на которые не распространяются санкции, для перевозки российской и иранской нефти.
“Мы ожидаем, что в ближайшие месяцы теневой флот пополнится новыми судами, многие из которых будут новичками в этой отрасли, что приведет к увеличению предложения на рынке грузовых перевозок, не подпадающих под санкции”, — сообщается в заметке аналитиков Kpler.
По мнению другого судового брокера, больше всего вырос тариф на перевозки VLCC с Ближнего Востока в Сингапур, увеличившись с пятницы на 11,15 фунтов стерлингов до 61,35 фунтов стерлингов. Worldscale — это отраслевой инструмент для расчета стоимости перевозки.
По словам второго судового брокера, на маршруте Ближний Восток — Китай стоимость фрахта подскочила до 59,70 швейцарских франков, увеличившись на 10,40 швейцарских франков, в то время как тариф на суда, перевозящие западноафриканскую нефть в Китай, вырос с 9,55 до 61,44 швейцарских франков.
По его словам, доставка сырой нефти из стран Персидского залива в Китай теперь будет стоить 6,82 миллиона долларов за рейс, что на 360 000 долларов больше, чем на прошлой неделе.