В связи с распространением сообщений о том, что Европейский союз рассматривает возможность конфискации устаревших некачественных танкеров, следующих транзитом через Балтийское море, Москва обещает принять ответные меры.
— Любое нападение на наших перевозчиков может быть расценено как нападение на нашу территорию, даже если судно находится под иностранным флагом, – написал Журавлев в посте в Telegram, предупредив об “ответных мерах” в виде абордажа – и даже нападения — на западные суда.
Алексей Журавлев, как первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы России по обороне, вполне официальное лицо.
Его реакция последовала после того, как на этой неделе европейская новостная организация Politico сообщила, что ЕС обсуждает вопрос о задержании теневых танкеров, покидающих Россию и направляющихся через Балтийское море.
Обеспокоенность последовала после серии атак на подводную инфраструктуру в регионе, совершаемых торговыми судами, и растущей обеспокоенности по поводу аварий, связанных с большим количеством старинного тоннажа, проходящего через этот район.
Данные компании Windward, занимающейся анализом морских рисков, показывают, что за последние 180 дней в балтийских портах России было зарегистрировано более 1 200 судов, так или иначе связанных с российским теневым флотом.
Ами Дэниел, генеральный директор Windward, предполагает, что большинство из них могут представлять угрозу для безопасности, как окружающей среде, так и подводной инфраструктуре, в частности, Скандинавских стран.
Планы, обсуждаемые в Европейском союзе, рискуют нарушить правила свободы судоходства, установленные Конвенцией Организации Объединенных Наций по морскому праву (ЮНКЛОС), и доклад Politico вызвал немедленно осуждение в России.
Особенно после того, как Датское морское управление объявило, что начнет осуществлять государственный портовый контроль за танкерами, которые, по его мнению, представляют повышенный риск, и которые бросают якорь у Скагена на крайнем Севере страны, популярного места якорной стоянки.
Суда, обнаруженные с нарушениями техники безопасности или без необходимых документов или страховки, могут быть задержаны.
Дания лидирует среди прибрежных государств Балтии в обсуждении путей ограничения использования устаревших танкеров, перевозящих российскую нефть, после ряда аварий и обрыва подводных кабелей в регионе.
С учетом того, что Россия отправляет около трети своей экспортной нефти морским путем через Датские проливы, и примерно каждое третье из этих судов имеет неизвестную страховку, озабоченность местных властей объяснима.
По мнению Крейга Кеннеди, управляющего подразделением Navigating Russia substack, сегодня около 175 танкеров с российской нефтью ежемесячно проходят транзитом через Балтийское море.
В то же время, в конце прошлого года число судов, попавших под санкции, превысило 1 000, и, по данным S&P Global Market Intelligence, более 800 из этих судов не имеют подтвержденной страховки.
И что гораздо хуже, средний возраст судов, на которые распространяются санкции, – 21 год – примерно на восемь лет больше, чем в среднем по миру.
Старый тоннаж реально может угробить экологию Балтийского и Северного морей.
Неслучайно, в сентябре прошлого года датские власти запретили 27 судам, связанным с Россией, заходить в местные порты или на якорные стоянки.
В декабре Дания стала одной из девяти европейских стран, расположенных в Балтийском и Северном морях, которые начали требовать информацию о страховании от судов, связанных с Россией, проходящих через их воды.
Симптоматично, что прежде не наблюдалось проблем с повреждениями подводной инфраструктуры в Балтийском море, но в последние месяцы морские газопроводы, силовые и волоконно–оптические кабели подвергались нападениям – вероятно, со стороны торговых судов, бросавших якоря, — в Балтийском море, что вынудило НАТО ввести военно-морскую операцию по охране Балтийского моря Baltic Sentry.
Проведение спецоперации Baltic Sentry включает в себя целый ряд средств, включая фрегаты, подводные лодки, морские патрульные самолеты и беспилотные летательные аппараты.
В прошлом месяце Объединенные экспедиционные силы (JEF) под руководством Великобритании даже задействовали передовую систему реагирования для отслеживания потенциальных угроз подводной инфраструктуре и наблюдения за российским теневым флотом.
JEF — это возглавляемое Великобританией многонациональное военное партнерство в Северной Европе.
Военно-морская операция под названием Nordic Warden использует искусственный интеллект для оценки данных из различных источников, включая автоматическую идентификационную систему (AIS), используемую судами для передачи своего местоположения, для расчета риска, который представляет каждое судно, заходящее в интересующие районы.
В настоящее время конкретные суда, идентифицированные как входящие в состав теневого флота России, были зарегистрированы в системе, чтобы за ними можно было внимательно следить при приближении к ключевым районам, представляющим интерес.
Из оперативного штаба JEF в Великобритании, где бок о бок работают сотрудники из всех 10 стран JEF, ведется наблюдение за 22 проблемными районами, включая районы Ла–Манша, Северного моря, Каттегата и Балтийского моря.
При оценке потенциального риска система, отследив подозрительное судно в режиме реального времени, незамедлительно отправит предупреждение, которое будет доведено до сведения стран — участниц JEF, а также союзников по НАТО, включая Данию.
В совместном заявлении глав государств и правительств Дании, Эстонии, Финляндии, Германии, Латвии, Литвы, Польши и Швеции, опубликованном в прошлом месяце, отмечается:
Использование Россией, так называемого, теневого флота представляет особую угрозу морской и экологической безопасности в регионе Балтийского моря и во всем мире. Эта предосудительная практика также угрожает целостности подводной инфраструктуры, увеличивает риски, связанные со сброшенными в море химическими боеприпасами, и в значительной степени способствует финансированию незаконной агрессивной войны России против Украины.
Позиция коллективного Запада понятна, неясным остаются возможные ответные действия России.
Автор: 