Министерство финансов США объявило о новых мерах против российского «теневого флота», введя беспрецедентные санкции в отношении 183 танкеров, а также двух российских страховщиков, специализирующихся на сомнительном страховом покрытии.

Названные суда составляют значительную часть тоннажа «Совкомфлота», а также принадлежат операторам Fornax и Stream, двум базирующимся в ОАЭ компаниям по управлению судами, которые поддерживают «Совкомфлот».
Остальная часть списка состоит из холдинговых компаний с одним судном и непрозрачными владельцами, что характерно для теневого флота.
Около 150 судов, включенных в список, работают за рубежом, и TankerTrackers.com по оценкам, на них приходится около трети текущего объема российского экспорта нефти.
Казначейство также ввело санкции против «Ингосстраха» и группы «Альфастрахование», которые предоставили танкерам «теневого флота», не входящим в G7, страховую защиту неизвестного качества.
Также в число включенных в черный список, названы «Газпром» и «Сургутнефтегаз».
Среди частных лиц фигурируют около десятка российских чиновников, занимающихся вопросами энергетики, в том числе несколько генеральных директоров, а также крупная сеть зарубежных российских нефтетрейдеров и 30 российских поставщиков нефтесервисных услуг.
Российский теневой флот был создан для обхода «ограничения цен» G7 — тщательно разработанном механизме санкций, который союзники Украины создали в 2022 году.
«Ценовой предел» позволяет владельцам танкеров, перевозящих российскую нефть, по-прежнему иметь доступ к европейскому страховому рынку, который обеспечивает 90% всех страховых выплат, до тех пор, пока цена на нефть не превысит 60 долларов за баррель.
Первоначально незначительное ограничение цен позволяло некоторым западным танкерам продолжать перевозить российскую нефть по рыночным ценам. После расследований СМИ о массовых нарушениях ограничения цен в середине 2023 года в США и Великобритании начали усиливаться меры по обеспечению соблюдения.
Поскольку правоприменительная практика усложнила российским производителям нефти доступ к танкерам G7, растущая доля российского рынка экспорта нефти начала действовать через крупную лазейку — «теневой флот», группу стареющих судов, находящихся в анонимном владении и сомнительно застрахованных, купленных подержанными и зарегистрированных с низким уровнем правоприменения реестры.
Не имея страховки G7 или каких-либо других связей с юрисдикциями G7, эти танкеры эксплуатируются вне пределов действия ценового лимита G7.
Сегодня российский теневой флот насчитывает сотни судов и перевозит более 80% всей российской нефти. Из-за возраста флота, серьезных проблем с его качеством и отсутствия надежной страховки западные регулирующие органы рассматривают его как растущий риск для безопасности.
Санкции против судов, о которых было объявлено уходящей администрацией Джо Байдена, являются шагом к закрытию лазейки для «теневого флота» и еще более усложняют российским производителям транспортировку нефти при любом уровне цен.
С черным списком судов, компаний и физических людей можно ознакомиться здесь.