Объединенные экспедиционные силы (JEF) под руководством Великобритании, задействовали передовую систему реагирования для отслеживания потенциальных угроз подводной инфраструктуре и наблюдения за российским теневым флотом. Мероприятия последовали после повреждения крупного подводного кабеля в Балтийском море.

Танкер Eagle S, входящий в состав компании теневого лота России, был задержан и взят на абордаж финской береговой охраной 26 декабря.
Судно подозревается в причастности к повреждению подводного силового кабеля, соединяющего Финляндию и Эстонию, и перебоям в работе нескольких кабелей передачи данных.
Похожий случай произошел с китайским Yi Peng 3 в ноябре прошлого года.
Однако, в отличие от «китайца», танкер Eagle S, оказавшийся в центре последнего инцидента, останется в финских водах на неопределенно долгое время.
Согласно информации от инских портовых властей, состоянию судна предъявлены 32 претензии.
Более того, с морского дна был поднят один из якорей судна, предположительно, ставший причине обрыва подводного кабеля.
Инцидент с Eagle S является третьим случаем повреждения критически важной инфраструктуры в Балтийском море чуть более чем за месяц, в то время как в Азии тайваньские следователи проводят аналогичное расследование после того, как в минувшие выходные китайское судно оборвало кабели, связывающие остров с США.
Таким образом, возникла насущная необходимость в проведении операции Nordic Warden.
Технология ее проведения предполагает использование ИИ для оценки данных из различных источников, включая автоматическую систему идентификации (AIS), используемую судами для передачи своего местоположения.
Конкретные суда, идентифицированные как входящие в состав теневого флота России, в настоящее время зарегистрированы в системе, чтобы за ними можно было внимательно следить при приближении к ключевым районам, представляющим инфраструктурный интерес.
При оценке потенциального риска система будет отслеживать подозрительное судно в режиме реального времени и немедленно отправит предупреждение, которое будет доведено до сведения стран — участниц JEF, а также союзников по НАТО.
Джон Хили, министр обороны Великобритании, уверен, что «используя возможности искусственного интеллекта, эта система, разработанная под руководством Великобритании, является важным новшеством, которое позволяет контролировать большие участки моря при сравнительно небольшом количестве ресурсов, помогая операторам, работающим в удаленном режиме оставаться в безопасности дома и за рубежом».
Сейчас из оперативного штаба JEF в Великобритании, где бок о бок работают сотрудники из всех 10 стран, ведется наблюдение за 22 районами мирового океана, включая районы Ла–Манша, Северного моря, пролива Каттегата и Балтийского моря.
Объявление, сделанное на этой неделе, дополняет соглашение, достигнутое в прошлом месяце между Великобританией, Данией, Швецией, Польшей, Финляндией и Эстонией, о том, чтобы запрашивать доказательства наличия страховки у подозрительных судов-нелегалов, когда они проходят по Балтийскому морю и Ла-Маншу.
Кроме того, ожидается, что Великобритания, США и Европейский союз вскоре объявят о новых санкциях, направленных против теневого флота России.