По данным Центрального командования Германии по чрезвычайным ситуациям на море, судно Eventin, ранее входившее в состав флота Fractal Marine DMCC, направлялось из России в Египет с грузом около 100 000 тонн сырой нефти на борту. У берегов Рюгена, Германия, «Эвентин», потеряв ход и способность маневрировать, начал дрейфовать.
— Именно от такого сценария я неоднократно предостерегала вместе со своими коллегами из Балтийского региона, — заявила в минувшую пятницу министр иностранных дел Германии Анналена Баербок.
— Россия угрожает нашей европейской безопасности не только своей агрессивной войной против Украины, которая нарушает международное право, но и перерезанными кабелями, перемещенными пограничными буями, кампаниями по дезинформации, глушителями GPS, а также ветхими нефтяными танкерами, — добавила она.
Показательно, однако, что именно немцы принялись спасать, терпящий бедствие танкер.
Управление агентства по чрезвычайным ситуациям взяло на себя общее руководство операцией и решило, что в немедленной эвакуации экипажа нет необходимости, но направило спасательное судно Arkona и спасательный буксир Bremen Fighter для взятия танкера на буксир.
Командование также привело в готовность аварийный буксир «Бремен» и задействовало абордажную команду, подготовленную для высадки на берег с помощью вертолета и оказания помощи в буксировке.
Примерно в 15 ч. 00 м. «Бремен Файтер» завел буксирный трос на «Эвентин» и успешно взял под контроль движение судна.
Впрочем, буксировка оказалась сложной, так как скорость ветра по состоянию на полдень пятницы достигал 7 баллов по шкале Бофорта.
Вскоре разыгрался сильный шторм — до 9 баллов по шкале Бофорта (41-47 узлов).
Чтобы обеспечить дополнительную удерживающую способность, судовладелец зафрахтовал для оказания помощи два дополнительных буксира — Bremen и VB Luca.
Буксиру экстренного реагирования Baltic также было предписано переместиться из Западной части Балтийского моря в более близкое к месту происшествия место в качестве меры предосторожности.
Танкер «Эвентин», отметивший 19-летие со дня постройки, является частью теневого флота России.
До 2022 года судно принадлежало ответственному судовладельцу из Норвегии, но было продано анонимной холдинговой компании Vaigai Lines из ОАЭ.
В августе 2022 года танкер перешел под оперативное управление компании Fractal Marine DMCC, базирующаяся в Дубае.
Согласно данным Fractal Marine DMCC, Eventin, находящийся под контролем Fractal Marine DMCC, часто совершал рейсы в российские нефтяные порты и обратно, что часто приводило к отключению его АИС OpenSanctions.org.
В начале 2024 года правительство Великобритании ввело санкции против Fractal Marine DMCC за «деятельность в российском энергетическом секторе в составе теневого флота Путина».
Компания настаивала на том, что она полностью соблюдала все нормативные акты, но безуспешно пыталась обжаловать включение в санкционный список и через месяц ликвидировала свои активы.
22 февраля 2024 года — в тот же день, когда было объявлено о введении Великобританией санкций в отношении Fractal Marine DMCC, — компания Vaigai Lines стала оператором Eventin, удалив название Fractal из реестра управления судном.
Затем Vaigai перепродала судно другой анонимной холдинговой компании, владеющей одним судном, Laliya Shipping Corp, адрес которой не указан в официальных документах.
Менеджером по управлению рисками Eventin остается Wanta Shipping LLC, фирма, имеющая многочисленные связи с бывшим флотом Fractal. Судно продолжало заходить в российские нефтеналивные порты только в этом месяце, непосредственно перед своей аварией на Балтике.
При этом, Eventin остается застрахованным и сертифицированным авторитетными западными компаниями.
Несмотря на то, что «Эвентин», «Вайгай», «Лалия» и «Ванта» связаны с российской экспортной торговлей нефтью, они не фигурируют в международных санкционных списках.
Поскольку эти фирмы официально не занесены в черный список, частные спасатели могут заключать с ними контракты на спасение «Эвентина» без необходимости предварительного получения льгот.
Данное положение можно считать большой удачей, так как катастрофа с этим танкером чревата уничтожением всего Балтийского моря.