Два танкера типа «река-море», потерпевших крушение недалеко от Керченского пролива в прошлом месяце, являлись частью флотилии, которая занимается бункеровкой российского «темного флота», включая, по меньшей мере, три глубоководных танкера, подпадающих под санкции США.
Далее, российское новостное издание IStories, занимающееся расследованиями, сообщает, что многие из их однотипных судов продолжают заниматься тем же бизнесом и сегодня.
Факт в том, что «Волгонефть-212» и «Волгонефть-239» были построены в период с 1969 по 1973 год в рамках крупной советской строительной программы, направленной на строительство сотен судов этого типа, в частности, для Черноморско-Волжского танкерного и грузового флота «река-море».
Оба судна разрушились во время шторма 15 декабря, в результате чего в Черное море вылилось примерно 2 000-3 000 тонн мазута, а работы по очистке обережья все еще продолжаются.
— Проблема с судами типа «Волгонефть» известна давно. Эти суда заявлены как суда класса «река-море», но на самом деле в советское время они использовались для речных перевозок, максимум с выходом в бухту в устье реки. Они не были предназначены для полноценного морского судоходства, — отмечает Юрий Курнаков, председатель Российского профсоюза моряков, в интервью в декабре.
В 2013 году директор Российского морского инженерного бюро Геннадий Егоров опубликовал технический обзор конструкции судов этого класса и проблем с его обслуживанием.
Советские военно-морские архитекторы, проектировавшие танкерный флот «Волгонефти», использовали сочетание стандартной листовой и более тонкой и высокопрочной стали для снижения веса речных судов с малой осадкой, увеличения их грузоподъемности.
При этом, оставались зоны, подверженные серьезным трещинам.
Все эти суда эксплуатировалиь 50 или более лет, проходя через ряд шлюзов на Волге, и после десятилетий контакта с обшивкой их корпусов между обшивками остались глубокие вмятины.
В рамках программы технического перевооружения в 2010-х годах на некоторых из этих танкеров из-за коррозии и растрескивания была вырезана и заменена вся грузовая секция — от насосного отделения до носовой переборки.
— В долгосрочной перспективе обеспечение устойчивой безопасной транспортировки нефти и нефтепродуктов на танкерах смешанного река-море плавания возможно только за счет нового судостроения, — заключил Егоров в своем анализе еще 12 лет назад.
Согласно историческим данным, эти устаревшие речные танкеры в настоящее время используются для транспортировки тысяч тонн бункерного топлива с российских нефтеперерабатывающих заводов в зону перевалки у побережья Кавказа, у южного входа в Керченский пролив.
Там они встречаются с танкерами теневого флота или — чаще — с назначенным танкером для хранения и разгрузки, обозначенным как Firn (прежнее название SCF Caucasus).
Таким образом, груз, перевозимый флотом «Волгонефти», помогает российским танкерам экспортировать нефть зарубежным заказчикам.
В том числе судам теневого лота, находящимися под санкциями: «Триумф», «NS Spirit», «Утаки», «Бекс Айрон» и «Сезар».
В целом, по оценкам издания, за последний год с нефтеперерабатывающих заводов на суда «теневого флота» «Волгонефти» было перевезено около 660 000 тонн бункерного топлива.
Triumph и NS Silver находятся под санкциями США. Кроме того, Firn перегрузила бункерное топливо с флота «Волгонефти», по крайней мере, еще на один танкер, подпавший под санкции, — Mum.