Российским экспортерам сырой нети может не понравиться решение Европейской комиссии, принявшей очередную меру для борьбы, с так называемым, теневым флотом, проходящим через ее воды.
Поправка к Директиве о мониторинге судов теперь требует от всех коммерческих судов, включая те, которые просто проходят через воды Европейского союза, не заходя в порты ЕС, предоставлять информацию о страховании.
“Требуя, чтобы все суда, работающие в непосредственной близости от нас, были должным образом застрахованы, ЕС укрепляет свои возможности по мониторингу и, при необходимости, расследованию морской деятельности, устраняя риски, связанные с незастрахованными или небезопасными судами”, — говорится в пресс-релизе ЕК.
Генеральный директор по мобильности и транспорту Магда Копчиньска поясняет, что это «вводимая целенаправленная мера, с потенциально большим эффектом, повышающая готовность прибрежных государств ЕС».
По данным S&P Global Market Intelligence, в конце прошлого года число судов, попавших под санкции, превысило 1 000, при этом, более 800 из этих судов не имеют подтвержденной страховки.
Более того, средний возраст судов, на которых распространяются санкции 21 год – примерно на восемь лет больше, чем в среднем по миру.
Наличие огромного ветхого тоннажа усиливает растущую обеспокоенность по поводу того, что растущий так называемый теневой флот может привести к многочисленным дорогостоящим экологическим катастрофам.
После нескольких катастроф, в которых оказались на грани срыва устаревшие суда из состава теневого флота России, а также из-за того, что ряд подводных кабелей был перерезан судами, бросившими якоря, страны по всей Европе приняли меры по устранению рисков, связанных с активностью «теневых» танкеров.
Из-за этого многие из них оказались под санкциями, в то время как НАТО и ряд стран Балтии, начиная с января, проводят военно-морскую операцию под названием Baltic Sentry, направленную на отражение подводных диверсий.
С февраля Датское морское управление осуществляет государственный портовый контроль за танкерами, которые, по мнению чиновников, представляют повышенный риск и, и которые стоят на якоре у Скагена на крайнем Севере страны, популярной якорной стоянки.
Также, под руководством Великобритании в этом году Объединенные экспедиционные силы (JEF) задействовали передовую систему реагирования для отслеживания потенциальных угроз подводной инфраструктуре и наблюдения за российским теневым флотом.
JEF – это многонациональное военное партнерство в Северной Европе. При этом, военно-морская операция под названием Nordic Warden использует искусственный интеллект для оценки данных из различных источников, включая автоматическую систему идентификации (AIS).
Показательно, что ранее в этом месяце эстонские власти задержали 18-летний танкер (на фото) за использование чужого флага, что стало первым случаем, когда прибрежное балтийское государство предприняло подобные действия против теневого флота России.