12.05.2025

Российская нефть находит меньше спроса в Азии

Не секрет, что для российской экономики критически важно состояние мировых рынков нефти. Между тем, Китай сокращается импорт сырой нефти.

Согласно данным, собранным LSEG Oil Research, импорт нефти в Азию за первые два месяца текущего года находится на уровне 26,17 млн баррелей в сутки, что на 780 000 баррелей в сутки меньше по сравнению с 26,96 млн баррелей в сутки за аналогичный период прошлого года.

Падение импорта сырой нефти на азиатском рынке примерно на 3% за первые два месяца этого года по сравнению с аналогичным периодом 2024 года ставит под сомнение прогнозы Организации стран- экспортеров нефти (ОПЕК) и других аналитиков о значительном росте спроса в этом году.

Сокращение объема экспорта сырой нефти в Азию в период с января по февраль было обусловлено сокращением объемов импорта КНР — крупнейшего в мире получателя нефти, которые составили 10,42 млн баррелей в сутки, что на 840 000 баррелей в сутки меньше, чем 11,26 млн баррелей в сутки за первые два месяца 2024 года.

В первые два месяца 2025 года снижение импорта сырой нефти Китаем ускорилось по сравнению с темпами снижения, зафиксированными в 2024 году.

Согласно официальным таможенным данным, импорт нефти Китаем в 2024 году составил 11,04 млн баррелей в сутки, что на 210 000 баррелей в сутки, или на 2,1%, меньше, чем в предыдущем году.

Таким образом, вторая по величине экономика в мире с трудом наращивает темпы экономического роста с тех пор, как вышла из-под строгого карантина из-за COVID-19, и до сих пор не справилась с кризисом в строительной индустрии.

В то же время, стремительный переход на электрические и гибридные автомобили также уменьшил спрос на бензин и дизельное топливо. В последнем случае – влияет рост числа грузовых автомобилей, работающих на сжиженном природном газе.

В своем февральском ежемесячном отчете ОПЕК прогнозировали, что спрос на сырую нефть в Китае в 2025 году вырастет на 310 000 баррелей в сутки по сравнению с предыдущим годом, но слабое начало импорта в первые два месяца года ставит под сомнение заявленные параметры этого прогноза.

В отличие от Китая, второй по величине импортер нефти в Азии, Индия, успешно начала 2025 год с 4,98 млн баррелей в сутки за первые два месяца, что на 280 000 баррелей в сутки больше, чем 4,70 млн баррелей в сутки за аналогичный период прошлого года.

Однако стоит отметить, что импорт в январе составил 5,08 млн баррелей в сутки, а в феврале снизился до 4,87 млн баррелей в сутки, что свидетельствует о том, что Индия, возможно, настоятельно пыталась получить столько же российской нефти со скидкой, сколько и в 2024 году.

Остается напомнить, что уходящая администрация бывшего президента США Джо Байдена в январе ввела новые санкции в отношении экспорта российской нефти, в основном направленные против так называемого теневого флота танкеров, которые доставляют сырую нефть в Индию и Китай — единственных двух крупных покупателей, оставшихся у Москвы.

Согласно данным, собранным аналитиками по сырьевым товарам Kpler, импорт российской нефти, поставляемой морским путем, в Азию в феврале сократится до самого низкого уровня с мая 2022 года.

Ожидается, что в феврале в Азию поступит в общей сложности 67,2 млн баррелей российской нефти, что эквивалентно 2,40 млн баррелей в сутки, по сравнению с 2,75 млн баррелей в сутки в январе, что составляет чуть более половины от пикового объема импорта в 3,97 млн баррелей в сутки с мая 2023 года.

Особую тревогу вызывает, что импорт российской нефти в Азию в феврале сокращался четвертый месяц подряд, что указывает на то, что Западные санкции, введенные после вторжения Москвы в Украину в феврале 2022 года, в какой-то степени работают.

Существует вероятность того, что импорт российской нефти в Азию восстановится в ближайшие месяцы, во-первых, по мере того, как трейдеры будут находить способы обхода санкций, как они это делали в прошлом, или если они будут смягчены новым президентом США Дональдом Трампом, в рамках усилий по прекращению конфликта на Украине.

Но более широкий вопрос о том, будет ли импорт сырой нефти в Азию достаточно высоким, чтобы соответствовать прогнозам о росте спроса в этом году, остается весьма неопределенным, учитывая признаки слабости экспорта в первые два месяца 2025 года.

Поделиться

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *