Не секрет, что танкерный теневой флот, обслуживающий Россию, Иран и Венесуэлу, в среднем намного старше тех судов, которые имеются в распоряжении ответственных судоходных компаний. Соответственно, многие танкеры мирового теневого флота давно нуждаются в утилизации.
Проблема, однако в том, что из-за действующих санкций, желающие не могут приобрести эти суда для дальнейшей разделки на «иголки».
Создавшаяся ситуация, по словам Ларса Барстада, генерального директора танкерного гиганта Frontline, несет потенциальный риск для окружающей среды и безопасности — риск, который регулирующим органам, возможно.
По его мнению, санкции не должны препятствовать возможности списания и утилизации старых судов мирового теневого флота.
— Именно в этом случае IMO как организация ООН может проявить сильную инициативу, — считает Барстад, выступая на пресс-конференции на прошлой неделе.
«Пугающая картина заключается в том, что эти суда будут находиться где-то в Юго-Восточной Азии… и станут своего рода плавучими экологическими бомбами».
Ларс Бастард напомнил, что в 2023 году танкер «Пабло», на который США наложили санкции за перевозку иранской нефти, взорвался на якорной стоянке в Малайзии, в результате чего была снесена главная палуба и пропали без вести три члена экипажа.
Танкер «Церера I», предположительно также связанный с Ираном, стал причиной драматического столкновения и взрыва у берегов Малайзии в 2024 году.
Известно, что многие суда теневого флота, обслуживающие российских экспортеров нефти, работают без надлежащей страховки на случай разлива.
В теневом флоте есть сотни танкеров, которые находятся в черном списке Управления по контролю за иностранными активами (OFAC) США или ЕС, которые приближаются к сроку утилизации или подзадержались.
Если бы эти суда можно было освободить от санкций, продать покупателям за наличные и сдать на слом — как обычные танкеры, деньги за утиль теневые владельцы могли бы направить на покупку новых подержанных судов.
Одновременно, они избавили бы мир от старого, опасного тоннажа, который в настоящее время некуда девать.
— Надеюсь, регулирующие органы уделят этому вопросу больше внимания, чем декарбонизации. Так что сначала обсудите это, а потом мы сможем поговорить о декарбонизации позже, — сказал Барстад.
Впрочем, он же не скрывает, что решение подобных вопросов занимает очень много времени из-за плохо устроенной бюрократии.
Как правило, чиновники готовы обсуждать нечто абстрактное вместо того, чтобы оперативно принимать решения по существу имеющихся, неотложных проблем.