08.07.2025

Старые суда теневого флота сродни экологическим бомбам

Не секрет, что танкерный теневой флот, обслуживающий Россию, Иран и Венесуэлу, в среднем намного старше тех судов, которые имеются в распоряжении ответственных судоходных компаний. Соответственно, многие танкеры мирового теневого флота давно нуждаются в утилизации.

Проблема, однако в том, что из-за действующих санкций, желающие не могут приобрести эти суда для дальнейшей разделки на «иголки».

Создавшаяся ситуация, по словам Ларса Барстада, генерального директора танкерного гиганта Frontline, несет потенциальный риск для окружающей среды и безопасности — риск, который регулирующим органам, возможно.

По его мнению, санкции не должны препятствовать возможности списания и утилизации старых судов мирового теневого флота.

— Именно в этом случае IMO как организация ООН может проявить сильную инициативу, — считает Барстад, выступая на пресс-конференции на прошлой неделе.

«Пугающая картина заключается в том, что эти суда будут находиться где-то в Юго-Восточной Азии… и станут своего рода плавучими экологическими бомбами».

Ларс Бастард напомнил, что в 2023 году танкер «Пабло», на который США наложили санкции за перевозку иранской нефти, взорвался на якорной стоянке в Малайзии, в результате чего была снесена главная палуба и пропали без вести три члена экипажа.

Танкер «Церера I», предположительно также связанный с Ираном, стал причиной драматического столкновения и взрыва у берегов Малайзии в 2024 году.

Известно, что многие суда теневого флота, обслуживающие российских экспортеров нефти, работают без надлежащей страховки на случай разлива.

В теневом флоте есть сотни танкеров, которые находятся в черном списке Управления по контролю за иностранными активами (OFAC) США или ЕС, которые приближаются к сроку утилизации или подзадержались.

Если бы эти суда можно было освободить от санкций, продать покупателям за наличные и сдать на слом — как обычные танкеры, деньги за утиль теневые владельцы могли бы направить на покупку новых подержанных судов.

Одновременно, они избавили бы мир от старого, опасного тоннажа, который в настоящее время некуда девать.

— Надеюсь, регулирующие органы уделят этому вопросу больше внимания, чем декарбонизации. Так что сначала обсудите это, а потом мы сможем поговорить о декарбонизации позже, — сказал Барстад.

Впрочем, он же не скрывает, что решение подобных вопросов занимает очень много времени из-за плохо устроенной бюрократии.

Как правило, чиновники готовы обсуждать нечто абстрактное вместо того, чтобы оперативно принимать решения по существу имеющихся, неотложных проблем.

Поделиться

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *