С началом летней морской навигации в России ожидается значительный рост арктических перевозок по Северному морскому пути (СМП). Ожидается, что рекордное количество судоходных компаний подадут заявки на маршрут с учетом активности с 1 июля по 30 ноября, когда лед отступает или становится тоньше.
Компания «Росатом», которая контролирует российский ледокольный флот и отвечает за операции на Северном морском пути, ожидает 50-процентного увеличения рейсов иностранных судов в этом году.
“Наблюдается явная тенденция к росту международного интереса к СМП. Ожидается, что в 2025 году иностранные компании совершат как минимум в 1,5 раза больше рейсов по СМП по сравнению с предыдущим годом”, — сообщили агентству Reuters в «Росатоме».
По данным – пресс-службы, на 27 мая было подано 196 заявок на следование по СМП, включая суда, плавающие под иностранными флагами.
Ожидается, что основную часть флота составят суда, перевозящие сжиженный газ с российских арктических газовых проектов, таких как «Ямал СПГ» и «Арктик СПГ-2».
На летнюю навигацию 2025 уже около 30 перевозчиков СПГ получили разрешения на транзит по Северному морскому пути, хотя в этот список входят по меньшей мере пять перевозчиков, подпадающих под санкции.
Открытие СМП в ближайшие недели, вероятно, приведет к тому, что часть теневого флота РФ перейдет на этот маршрут.
Россия рекламирует СМП как более короткий маршрут, чем Суэцкий канал, что сокращает время в пути между Европой и Азией.
Однако для повышения конкурентоспособности маршрута необходимо расширение ледокольного флота и инфраструктуры арктических портов, а также учитывать ограничения по осадке и требованиям к ледовому классу судов.
В прошлом году по СМП был перевезен рекордный объем грузов — 38 млн тонн, по сравнению с 35 млн тонн в 2023 году.