Финляндия традиционно выступает в авангарде нововведений, которые позже будут подхвачены другими странами Европы. Неслучайно, поэтому в этой стране впервые вошел в действие запрет на сброс судовых отходов в соответствии с передовым морским экологическим законодательством.
Отныне всем судам торгового флота запрещено сбрасывать туалетные сточные воды, сернистую воду для мытья посуды и осадок от скрубберов в прибрежные воды Финляндии, что ознаменует собой первое в мире изменение в морском экологическом регулировании.
Новые правила, утвержденные парламентом Финляндии в декабре 2024 года, опираются на ранее введенные запреты для пассажирских судов.
Таким образом, предпринятые меры делают Финляндию первой страной в мире, которая ввела такой всеобъемлющий запрет на сброс сточных вод коммерческими грузовыми судами, работающими вблизи ее береговой линии.
Не секрет, что, сбрасываемые судами туалетные сточные воды богаты кишечными бактериями, взвешенными веществами и питательными веществами — мощным коктейлем, который непосредственно способствует эвтрофикации.
Опасный процесс, вызванный избытком питательных веществ в воде, вызывает вредное цветение водорослей, особенно сине-зеленых, которые снижают уровень кислорода и разрушают морские экосистемы.
Морские ученые и экологические организации приветствовали новые правила как важный шаг к защите хрупкого Балтийского моря, которое долгое время считалось одним из самых загрязненных закрытых морей в мире.
В то время как запрет распространяется на некоторые из наиболее вредных видов отходов, законодательство допускает продление льготных периодов для других видов сточных вод.
Сброс грязной воды, включая воду из раковин, душевых кабин и канализационных стоков на камбузах, будет разрешен в финских водах на протяжении еще почти пяти лет.
Кроме того, все виды сброса судовых сточных вод останутся законными за пределами территориальных вод Финляндии, а это означает, что более строгое соблюдение будет применяться только в пределах ее исключительной морской зоны.
Запрет также распространяется на осадок скрубберов и сернистую промывную воду – отходы, образующиеся на судах, которые используют системы очистки выхлопных газов, также известные как скрубберы, для соблюдения норм по выбросам серы.
Токсичные побочные продукты подвергаются все большему контролю из-за того, что они сбрасываются в море, что приводит к переносу загрязнений из воздуха в океан.
В связи с новыми экологическими нормами, судоходным компаниям, работающим в Балтийском регионе, потребуется увеличить вместимость резервуаров или организовать портовые приемные сооружения для безопасной выгрузки отходов.