Для российских предпринимателей и их коллег из СНГ, специализирующихся на акватуризме, особенно в заповедных местах, представляется полезным опыт итальянских транспортников. Так, компании Stralsunder Ostseestaal GmbH & Co., KG и ее подразделение Ampereship, как и планировалось, доставили в срок, оговоренные контрактом, два электрических парома, работающих на солнечных батареях заказчику в Лаго д’Изео.
Это живописное озеро, близ Бергамо на Севере Италии, пользуется заслуженной популярностью у туристов со всего мира, поэтому заказчиком судов выступил ответственный местный орган управления оператора Navigazione Lago d’Iseo.
Сами же плавсредства стали первыми полностью электрическими паромами в Италии.
В отличие от своих ДВС собратьев, они заряжаются от береговой электрической сети и от солнечных модулей во время путешествия: 75 процентов площади крыши солнечной палубы покрыто фотоэлектрическими модулями.
Легкие катамараны, рассчитаны на 140 пассажиров каждый, и крейсерскую скорость 17 км/ч, при максимальной до 19 км/ч.
Паромы Iseo размером 25 х 6,6 м оснащены двумя электроприводами мощностью по 100 кВт каждый, питание на которые поступает от двух аккумуляторных батарей общей емкостью около 750 кВт*ч.
Легкие электропаромы были построены на заводе Ostseestaal в Штральзунде под техническим руководством Ampereship — подразделения Ostseestaal, специализирующегося на строительстве плавсредств с нулевым уровнем выбросов и брендом ‘Сделано в Германии’.
При этом, компания Ampereship внедряет в новые суда собственные системы тяги, автоматизации и управления энергопотреблением.
Уникальным аспектом проекта Iseo является то, что компания Ampereship доставляет суда заказчику по частям и собирает их на месте, устраняя транспортные проблемы и необходимость пользоваться услугами местной верфи.
В итоге, на сборку каждого парома на берегу озера Изео ушло около четырех недель, прежде чем они смогли отправиться в тестовые рейсы.
Сейчас оба судна благополучно эксплуатируются, к большому удовольствию пассажиров и местных властей, ответственных за экологию уникального озера.
Симптоматично, что поставка электропаромов в Лаго-д’Изео стала уже второй в Альпийском регионе.
Ранее Ostseestaal и Ampereship уже доставили три идентичных пассажирских судна на солнечных батареях для Цюрихского озера в Швейцарии, где они доказали свою эффективность.
Дирк Задемак, генеральный директор Ampereship, не сомневается в будущих заказах, так как «флот пассажирских судов в Европе сильно устарел, и в ближайшие годы потребуется их масштабна замена».
Для самих судостроителей производство экологически чистых плавсредств также является чрезвычайно эффективным из-за упрощения конструкции в сравнении с традиционными.
В России, с ее огромной территорией и большим географическим разнообразием, электропаромы также могли бы занять достойную нишу.
На Соловецких островах они бы замечательно смотрелись в системе каналов, на озере Байкал на них не было бы отбоя от туристов.