12.05.2025

Искусственный интеллект не заменит судового механика

Специалисты компании Condition Monitoring Technologies (CMT) советуют не слишком полагаться исключительно на искусственный интеллект при мониторинге состояния судов, предупредив, что опыт человека по-прежнему важен для обеспечения безопасности и точности морских операций.

Судоходная отрасль стремительно внедряет системы, управляемые искусственным интеллектом, для тестирования и диагностики оборудования.

CMT не отрицает растущий потенциал этих технологий для обработки огромных объемов данных и содействия в решении задач мониторинга технического состояния. Однако компания настаивает на том, что инженеры-живые люди должны оставаться “в курсе событий”, чтобы проверять, интерпретировать технические данные и действовать в соответствии с ними, особенно на борту все более сложных и автоматизированных судов.

— Искусственный интеллект, безусловно, играет важную роль, особенно когда речь заходит об анализе огромных массивов данных, генерируемых в ходе операций, — отмечает управляющий директор CMT Дэвид Фульбрюгге.

— Однако полагаться только на технологии крайне сложно. Датчик может сообщить вам значение давления или температуры. Он не может почувствовать запах горящего масла, сильную вибрацию или распознать необычный звук в машинном отделении. Здесь на помощь приходят человеческая интуиция, опыт и здравый смысл, — резюмирует он.

В подтверждение, его компания не внедряет ИИ в свои собственные устройства мониторинга, полагаясь вместо этого на алгоритмы, обеспечивающие надежную интерпретацию данных.

Предполагается, что в будущем ИИ и датчики будут использоваться для удаленного выявления проблем, хотя эти предупреждения по-прежнему будут требовать экспертной оценки со стороны персонала, часто береговых инженеров, работающих в контакте с бортовыми или выездными экипажами.

CMT предвидит вероятный переход к гибридной модели, при которой мониторинг будет осуществляться непрерывно во время рейсов, а мобильные бригады технического обслуживания будут направляться для решения проблем в порту.

— В конечном счете, мы ожидаем, что система обслуживания будет аналогична современным моделям обслуживания производителей двигателей, — полагает Фульбрюгге.

— Датчики могут обнаружить неисправность в середине рейса, и в следующем порту судно встретит выездная ремонтная бригада. Но без квалифицированного специалиста, способного правильно интерпретировать эти показания, существует серьезный риск возникновения ложных тревог или упущенных из виду неисправностей, — поясняет он.

В целом, проблема внедрения ИИ усугубляется техническим и финансовым бременем, связанным с размещением большого количества надежных датчиков во всех помещениях судна, особенно если эти системы сами по себе становятся точками отказа.

Искусственном интеллекту по-прежнему не хватает способности имитировать «внутреннее чутье», которое опытные инженеры развивают за годы работы, а это важнейшее качество при диагностике тонких механических проблем.

— Корабельный инженер, по сути, является мультисенсорным детектором, — говорит Фульбрюгге, — Они замечают запахи, вибрации, небольшие изменения в поведении — то, что ни один современный искусственный интеллект или набор датчиков не может надежно распознать.

В CMT подчеркивает, что вместо того, чтобы стремиться заменить инженеров, искусственный интеллект следует использовать для расширения их возможностей, повышения безопасности и эффективности на море за счет сотрудничества между людьми и машинами.

Признавая долгосрочный потенциал машинного обучения для воспроизведения более сложных аспектов человеческого мышления, специалисты CMT не обходят вниманием значительные препятствия, главными из которых являются потребность в массивных, разнообразных и в высшей степени контекстуализированных наборах данных для эффективного обучения таких систем, а также огромные энергетические затраты на питание продвинутых нейронных сетей.

Подобные проблемы, предстоит еще решить.

В то же время компания призывает заинтересованные стороны отрасли придерживаться сбалансированного и прагматичного подхода.

Поделиться

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *