Несмотря на плохие отношения между Россией и США, вероятным противником для американцев в первую очередь считается Китай. Так, в сентябре 2024 года командующий военно-морскими операциями США адмирал Лиза Франкетти опубликовала свой навигационный план командования военно-морскими операциями в качестве руководства для ВМС США.
В основе этого плана лежит “Проект 33”, направленный на достижение амбициозных целей.
В нем отмечается, что «крайне важно быть готовым к возможной войне с Китайской Народной Республикой к 2027 году», для чего необходимо «усилить долгосрочное преимущество Военно-морского флота США».
Хотя этот план состоит из нескольких компонентов, цель масштабирования роботизированных и автономных систем для быстрой интеграции большего количества платформ заключается в том, чтобы максимально использовать преимущества, присущие беспилотным системам любого военно-морского флота.
Понятно, что реализация этого плана, окажет серьезное влияние на морскую индустрию, хотя стремление ВМС США использовать беспилотные системы набирало обороты на протяжении почти двух десятилетий, начиная с отчета Группы стратегических исследований ВМС под названием «Беспилотный императив».
В этом же ряду находятся и другие исследования, включая концепцию беспилотной кампании ВМС.
Наработанные рекомендательные документы теперь включены в Навигационный план для военно-морских сил США с конкретными целями и заданиями по внедрению необитаемых и автономных систем в состав Военно-морского флота.
Предшественник адмирала Франкетти, адмирал Майкл Гилдей, сформулировал цель создания “военно-морского флота численностью в 500 кораблей”, который включает в себя 350 судов с экипажами и 150 судов без экипажей.
В свою очередь, адмирал Франкетти поставила перед собой цель создания “гибридного флота”, и ее план по масштабированию роботизированных и автономных систем и их интеграции с платформами с экипажами непосредственно указывает на цель создания гибридного флота численностью 500 кораблей.
Симптоматично, что два недавних реальных события способствовали ускорению развития ВМС США и вводу в строй безэкипажных кораблей.
Во-первых, военно-морские силы Украины успешно используют надводные корабли без экипажей, чтобы помешать российскому военно-морскому флоту использовать Западную часть Черного моря, а также угрожать российским линиям снабжения сил развертывания в Крыму.
Во-вторых, йеменские повстанцы-хуситы также небезуспешно используют беспилотники против коммерческих судов, а также против военно-морских сил США и партнеров в Красном море.
Морские дроны на практике подтвердили возможности не только защищают моряков от опасностей, но и указали на возможность значительно расширить эффективность морской службы по ведению боевых действий при меньших затратах, чем на традиционных кораблях военно-морского флота.
Навигационный план адмирала Франкетти для американского военно-морского флота, участвующего в боевых действиях, более подробно объясняет “почему” военно-морской флот использует надводные корабли без экипажа.
В нем отмечается, что роботизированные и автономные системы, дополняющие многоцелевые обычные силы, предоставят возможности для расширения охвата, устойчивости и летальности объединенной команды военно-морских сил с экипажем и без экипажа.
Краткосрочная цель, указанная в Навигационном плане, заключается в интеграции проверенных роботизированных и автономных систем для повседневного использования командирами, которые будут их применять, и внедрении зрелых возможностей безэкипажных плавсредств во все развертываемые авианосные и экспедиционные ударные группы к 2027 году.
Предполагаемое использование этих систем будет сосредоточено на решении ключевых оперативных задач в критически важных областях миссии.
Показательно, что в Навигационном плане особое внимание уделяется гибридному флоту.
Как отметила адмирал Франкетти, без привлечения значительных ресурсов невозможно будет построить более мощный традиционный военно-морской флот за несколько коротких лет.
Таким образом, концепция гибридного флота рассматривается как жизнеспособный способ спустить на воду достаточное количество кораблей для выполнения множества глобальных задач Военно-морского флота.
Сейчас представители Военно-морского флота закладывают мощную основу для будущего гибридного флота, проводя эксперименты и предпринимая другие усилия, такие как создание Оперативной группы 59 и Оперативной группы 59.1, создание Управления подрывных возможностей и “практическая реализация” интеграции необитаемых платформ в номерные флоты, начиная с 4-го флота США.
Одной из причин, по которой Навигационный план описывает уверенность Военно-морского флота в способности неуправляемых надводных систем работать должным образом по сравнению с кораблями с экипажами, является тот факт, что за последнее десятилетие ВМС США, а также военно-морские силы союзников и партнеров внедрили коммерческие готовые системы. (COTS) беспилотные системы используются на мероприятиях ВМС и корпуса морской пехоты для выполнения широкого спектра задач.
Тем не менее, малые и средние надводные корабли без экипажей (наряду с их воздушными и подводными аналогами) должны прибыть в район боевых действий для выполнения своих различных задач. Учитывая, что на кораблях военно-морского флота ограниченное пространство, необходимо найти другой способ.
Для этого требуется специализированное большое надводное судно без экипажа, которое могло бы выполнять роль “грузовика”.
Военно-морской флот хочет, чтобы LUSV были недорогими, долговечными и реконфигурируемыми кораблями, основанными на проектах коммерческих судов.
Некоторые потенциальные кандидаты для этой миссии включают в себя военно-морскую программу record LUSV, MARTAC T82, а также американские беспилотные летательные аппараты Ranger и Nomad, эксплуатируемые подразделением беспилотных надводных кораблей 1.
Ожидается, что корабль грузовик будет спущен на воду в следующем году на базе Devil Ray T82.
При максимальной полезной нагрузке в 17 500 тонн, T82 способен перевозить восемь восемнадцатифутовых американских танков T18, сконфигурированных для различных задач военно-морского флота, таких как разведывательное наблюдение и рекогносцировка (ISR), и противоминные мероприятия (MCM).
Впрочем, это не решение для конкретной платформы, а скорее концепция.
Когда операторы военно-морского флота увидят возможность использования в воде неуправляемых платформ COTS различного размера, успешно выполняющих задачи гибридного флота, они, скорее всего, потребуют от промышленности предложить еще более совершенные платформы для выполнения поставленных задач.

Одновременно с созданием гибридного флота, Соединенные Штаты пытаются ослабить Китай, обвиняя в том, что Пекин прибегает к «обширным антиконкурентным и нерыночным средствам» для подрыва экономики других стран.
США недовольны тем, что Китай «почти удвоил свою глобальную долю в производстве базовых логических полупроводников» всего за шесть лет.
Ожидается, что к 2029 году доля КНР достигнет примерно половины мировых производственных мощностей, учитывая объявленные новые производственные мощности.
Министр торговли Джина Раймондо жалуется, что анализ цепочки поставок полупроводников в США показал, что две трети американской продукции содержат базовые чипы китайского производства.
— Около половины компаний не знали, используются ли в их продуктах китайские чипы, — заявила она.
Таким образом, к ограничению импорта из КНР стали, алюминия, солнечных батарей, электромобилей, добавляются полупроводники.
У американских чиновников будет год, чтобы провести расследование и принять решение о мерах реагирования.