Серия необъяснимых взрывов, направленных против коммерческих судов в Средиземном море, вновь вызвали обеспокоенность по поводу меняющегося характера морских угроз.
“Эти инциденты, отмеченные скрытностью, двусмысленностью и геополитическим подтекстом, сигнализируют об изменении ландшафта морских рисков, что требует пересмотра как оперативной бдительности, так и стратегического предвидения”, – говорится в пресс–релизе норвежского P&I клуба Skuld.
Взрыв, произошедший на прошлой неделе на борту танкера класса Suezmax «Виламура» под флагом Маршалловых островов, принадлежащего компании TMS Tankers Джорджа Экономуса, является пятым подобным инцидентом только за 2025 год.
Взрыв в районе машинного отделения произошел примерно в 90 морских милях от ливийского побережья вскоре после того, как судно загрузило 1 млн баррелей сырой нефти с ливийского терминала в Зейтине.
Хотя экипаж не пострадал и сообщений о загрязнении окружающей среды не поступало, судно получило значительные повреждения, и его потребовалось отбуксировать в Грецию.
“Предварительное расследование, основанное на повреждениях, полученных корпусом, показало, что металл был прогнут внутрь, что указывает на то, что произошел внешний взрыв и что взрывное устройство было прикреплено к корпусу судна, когда оно находилось в балластном состоянии”, — говорится в сообщении компании Vanguard, специалиста по безопасности на море.
Хотя это и остается неподтвержденным, такой взрыв был бы характерен для мин, начиненных пластидом, которые, как подозревалось, были обнаружены в недавних предыдущих случаях.
Проведенная компанией Dryad Global в июне 2025 года оценка угроз безопасности на море выявила четкую схему нападений с использованием подводных взрывчатых веществ на коммерческие нефтяные танкеры в Средиземном море.
Среди известных инцидентов — нападения на Seajewel, Seacharm и Grace Ferrum, произошедшие ранее в этом году.
“Предполагаемое использование магнитных мин-ловушек, активируемых по таймеру, указывает на высокую степень планирования и технической изощренности”, — предположил страховщик Skuld.
Выявилась примечательная закономерность: все пять танкеров, подвергшихся нападению в этом году, прошли через внешние границы портов Мальты, и по крайней мере два заходили в ливийские порты.
Что еще более характерно, танкер «Виламоура» недавно заходил на российские нефтеэкспортные терминалы, включая Усть-Лугу и терминал Каспийского трубопроводного консорциума близ Новороссийска, что повторяет историю рейсов других пострадавших судов, заставляя аналитиков предполагать связь с российской нефтяной логистикой.
Однако никаких убедительных доказательств, подтверждающих эти подозрения, обнаружено не было.
“Теории, связанные с неназванными государственными субъектами, остаются спекулятивными, и отсутствие доказательств продолжает расстраивать как коммерческих операторов, так и службы безопасности”, — считают страховщики Skuld.
“Эта двусмысленность серьезно затрудняет оценку рисков и прогнозирование угроз на море”.
В итоге, норвежский P&I клуб Skuld призвал судовладельцев и операторов проявлять повышенную бдительность.
Важно поддерживать повышенную ситуационную осведомленность, пересматривать протоколы маршрутизации, сводить к минимуму риск захода в порт в зонах повышенного риска и обеспечивать готовность экипажа.
Чтобы снизить риск поражения, компания Skuld рекомендует судовладельцам и операторам проводить подводные осмотры с использованием водолазов или беспилотных летательных аппаратов после заходов в порты с высокой степенью риска, а также обучать экипажи распознавать признаки подводных мин и вести видеонаблюдение за участками корпуса.