ИМО принимает меры для обеспечения безопасного управления судами по всему миру, уделяя особое внимание таким проблемам моряков, как часы работы и отдыха, усталость, насилие и домогательства, включая сексуальные домогательства, травлю и посягательства сексуального характера.
На своей 110-й сессии в Лондоне (18-27 июня) Комитет ИМО по безопасности на море сосредоточился на совершенствовании применения Международного кодекса по управлению безопасностью (ISM).
Кодекс устанавливает глобальный стандарт безопасного управления и эксплуатации судов, а также предотвращения загрязнения.
Комитет согласился провести всесторонний пересмотр руководящих принципов ИМО по внедрению Кодекса ISM, как для администраций, так и для компаний.
Он также решил усилить последовательное применение Кодекса при поддержке государственного портового контроля и путем обновления соответствующих руководящих принципов ИМО.
Предложенная Комитетом инициатива направлена на устранение выявленных пробелов в применении Кодекса с учетом ряда рекомендаций, изложенных в независимом исследовании, проведенном по заказу Секретариата ИМО в предыдущем году, относительно эффективности и действенного внедрения Кодекса ISM.
Пересмотр руководящих принципов внедрения Кодекса ISM будет осуществляться Подкомитетом по внедрению документов IMO (III) совместно с Подкомитетом по человеческому составу, обучению и несению вахты (HTW) в течение трех лет до 2028 года.
Для российских моряков подфлажников и их зарубежных коллег важно, что пересмотр руководства по внедрению Кодекса ISM также направлен на рассмотрение ключевых рекомендаций для администраций и судоходных компаний, касающихся предотвращения насилия и домогательств на борту судов, включая сексуальные домогательства, травлю и посягательства сексуального характера.
К ним относятся:
• Включение политики в системы управления безопасностью судов для предотвращения случаев насилия и домогательств, включая сексуальные домогательства, травлю и посягательства сексуального характера, сообщения о них, реагирования на них и документирования, с положениями об оказании помощи жертвам, защите от возмездия и четких целях управления безопасностью полетов, включая оценку рисков и гарантии.
• Обеспечение соответствия систем управления безопасностью всем обязательным нормативным актам, включая национальные законы о борьбе с насилием и домогательствами, а также соблюдение рекомендаций соответствующих отраслевых органов.
• Распределение четких обязанностей между высшим руководством компании и морскими администрациями по рассмотрению зарегистрированных случаев и предоставление адекватных ресурсов для реагирования на борту и на берегу, включая доступ к медицинской и психиатрической помощи пострадавшим.
• Обеспечение обучения и ознакомления моряков и назначенного берегового персонала с политикой компании и ее реализацией.
Указанные рекомендации были разработаны Совместной трехсторонней рабочей группой ИМО/МОТ по выявлению и решению проблем моряков и человеческого фактора (JTWG).
Не менее важный аспект для моряков – исключение возможности хронической переработки.
Соответственно, Комитет определил приоритетность своей работы по борьбе с усталостью и сокращением продолжительности работы и отдыха путем проведения анализа соответствующих правовых документов, которые могут помочь устранить дисбаланс между рабочей нагрузкой и численностью экипажа, а также защитить благополучие моряков.
Комитет поручил подкомитету HTW провести работу по анализу положений ИМО, касающихся вышеупомянутых вопросов.
Подкомитет HTW совместно с подкомитетом III будет работать над этим в течение двух лет (2026-2027 гг.) и рассмотрит рекомендации, вытекающие из исследования Кодекса ISM, касающиеся комплексного анализа инструментов, касающихся ресурсов и персонала.
Принципиально, что исследование, проведенное группой экспертов в течение 2023 и 2024 годов, включает ряд рекомендаций, таких как пересмотр Кодекса ISM с целью введения процедуры подачи жалоб для сообщения о несоблюдении требований Кодекса с одновременным усилением полномочий капитанов.
Комитет отметил продолжающийся всеобъемлющий обзор Международной конвенции о стандартах подготовки и дипломирования моряков и несения вахты (Конвенция ПДНВ), в ходе которого также был выявлен пробел в положениях о часах отдыха в Конвенции и Кодексе ПДНВ, который, как ожидается, будет устранен в рамках всеобъемлющего обзора.
Другие итоги работы MSC.
Помимо вопросов, касающихся проблематики плавсостава, Комитет по безопасности на море рассмотрел широкий круг ключевых вопросов, связанных с охраной и сохранностью международного судоходства.
Основные достижения были достигнуты в следующих областях:
• На пути к регулированию автономных судов: достигнут значительный прогресс в разработке необязательного Кодекса для морских автономных надводных судов (MASS), доработаны 24 из 25 глав.
Обновлена дорожная карта по разработке Кодекса MASS.
• Режим безопасности топлива, вырабатывающего парниковые газы:
Комитет продолжил свою работу по разработке правил безопасности для судов, использующих новые технологии и альтернативные виды топлива, в целях содействия сокращению выбросов парниковых газов (ПГ), включая начало работы по пересмотру Кодекса безопасности ИМО для торговых судов, эксплуатирующих ядерное топливо (Nuclear Code).
• Безопасность на море:
Комитет принял резолюцию, поощряющую обмен морской информацией посредством использования национальных и региональных центров обмена морской информацией для повышения безопасности на море.
• Кибербезопасность:
Комитет одобрил разработку необязательного Кодекса кибербезопасности и предложил заинтересованным государствам-членам и международным организациям представить предложения по новым результатам в этой области на MSC 111.
• Механизмы лоцманской передачи:
Комитет принял поправки к Конвенции СОЛАС и связанным с ней документам, направленные на усиление требований к безопасности лоцманской передачи, включая обязательные стандарты эффективности.
Автор: 