Современный интермодальный логистический узел с железнодорожным сообщением и таможенным оформлением, начнет функционировать в январе 2025 года в Тбилиси.
«Сухой порт Тбилиси» призван связывать производственные центры в Западной Азии с потребительскими рынками Восточной Европы через Средний торговый коридор, используя сеть морских и сухих портов в Казахстане, Азербайджане, Армении, Грузии и Турции.
Новый логистический центр будет управляться логистическим кластером AD Ports Group, которая недавно объявила о завершении процесса приобретения Тбилисского сухого порта, в результате которого Группа становится мажоритарным владельцем с долей в 60%.
На уходящей неделе, первый вице-премьер Грузии, министр экономики и устойчивого развития Грузии Леван Давиташвили приветствовал делегацию AD Ports Group в столице Грузии, чтобы представить прогресс, достигнутый в проекте «Сухого порта Тбилиси»
Высокопоставленную делегацию AD Ports Group, ведущего посредника в мировой торговле, логистике и промышленности, возглавил государственный министр ОАЭ Ахмед бен Али Аль Сайег.
Благодаря Соглашению о всеобъемлющем экономическом партнерстве ОАЭ (CEPA) с Грузией, обе страны имеют взаимное обязательство укреплять двустороннюю торговлю, в дополнение к расширению возможностей малого и среднего бизнеса и совершенствованию глобальных цепочек поставок.
Выступая на важном мероприятии, Аль Сайег отметил, что «соглашение CEPA между ОАЭ и Грузией позволит более чем в три раза увеличит общий объем ненефтяной торговли между двумя странами до 1,5 миллиардов долларов США в течение пяти лет». Инвестиции AD Ports Group в проект создания предприятия «Тбилисский сухой порт» свидетельствует о прочных отношениях, сложившихся между двумя странами.
В июне 2024 года официально вступило в силу Соглашение о всеобъемлющем экономическом партнерстве между ОАЭ и Грузией (CEPA), подписанное 10 октября 2023 года.
Капитан Мохаммед Джума Аль Шамиси, управляющий директор и генеральный директор группы компаний AD Ports Group, отметил, что инвестиции в «Тбилисский сухой порт» дополняют присутствие AD Ports Group в Среднем торговом коридоре, который считается кратчайшим торговым маршрутом между Азией и Европой.
Ожидается, что объемы контейнерных перевозок значительно возрастут и к 2040 году могут достичь 1,9 миллиона единиц в двадцатифутовом эквиваленте (TEU).
Новый транспортно-пересадочный узел стратегически расположен между Каспийским и Черным морями, в самом сердце Среднего коридора, и объединяет множество объектов, включая станцию контейнерных перевозок, склады и парк хранения автомобилей. Являясь важнейшим пунктом въезда, выезда и регионального транзита, он обслуживает производителей, грузоотправителей и грузополучателей, перевозящих контейнеры, транспортные средства и различные товары для распределения и хранения.
Проект предусматривает прямое железнодорожное сообщение на запад с турецкими и грузинскими портами Поти и Батуми, а также с азербайджанским портом Баку, что в дальнейшем соединит европейские черноморские порты в Болгарии и Румынии.
Ожидается, что соглашение CEPA между ОАЭ и Грузией более чем в три раза увеличит общий объем ненефтяной торговли между двумя странами до 1,5 миллиардов долларов в течение пяти лет, а к 2031 году ВВП ОАЭ увеличится на 3,9 миллиарда долларов, а ВВП Грузии — на 291 миллион долларов.
ОАЭ уже являются ведущим торговым партнером Грузии. партнер в арабском мире, на долю которого приходится более 63% от общего объема торговли с регионом.
Проект строительства «Сухого порта Тбилиси» рассчитан на три этапа.
Ожидается, что к концу первого этапа пропускная способность терминала достигнет 96 500 TEU, а площадь склада составит 10 000 кв.м. и площадка для хранения автомобилей.
По завершении третьего этапа проект будет иметь пропускную способность в 286 000 TEU, склад площадью 100 000 кв.м и значительно расширенную площадку для хранения автомобилей.
Важно, что дополнительные земельные участки уже выделены и могут быть застроены по мере необходимости.
Средний транспортный коридор считается кратчайшим торговым маршрутом между Азией и Европой, протяженность которого составляет около 7 000 км, а время в пути составляет от 10 до 15 дней. Протяженность существующего Северного коридора по суше составляет около 10 000 км, что требует от 15 до 20 дней, в то время как протяженность Южного океанского маршрута составляет около 20 000 км, что требует морского рейса продолжительностью 45-60 дней. Ожидается, что Средний коридор обеспечит значительный рост объемов контейнерных перевозок, которые потенциально могут достичь 1,9 миллиона TEU к 2040 году.