Чрезвычайно полезные в мировом агробизнесе суда скотовозы зачастую становятся ариями из-за негативной реакции общественности. Потерпевший крушение у берегов Хорватии скотовоз Deala, спустя 10 месяцев после посадки на мель, продолжает угрожать экологии залива Раса – Байраса, который является природной охраняемой территорией и туристической достопримечательностью.
Понятно, что местные жители и политики обеспокоены долгосрочным экологическим и экономическим ущербом, происходящими от загрязнения с судна.
16 апреля 2024 года судно для перевозки скота Deala, построенное в 1976 году, дрейфовало при сильном ветре и выбросилось на скалистый берег у входа в залив Раса, Хорватия.
15 членам экипажа удалось спастись без травм, но корпус судна был поврежден, а машинное отделение затоплено.
Министерство морских дел Хорватии ожидало, что операция по снятию судна с мели будет проведена в течение месяца после постановки на мель, но владелец исчез, и судно по сей день остается на мели, защищенное только бонами для борьбы с загрязнением.
— Мы боремся за то, чтобы это судно, наконец, было убрано, и чтобы наше море, наша окружающая среда и наш туризм были сохранены, — заявили мэры городов Маркана и Барбан в выступлении для газеты Kleine Zeitung.
Невен Ивеса, профессор близлежащего Университета, считает, что наилучший вариант избавиться от скотовоза – разрезать судно на части.
Подобная мера обходится дороже, чем буксировка скотовоза в безопасное место, но при этом удастся избежать потенциального вреда.
К слову, стоимость стандартной операции по снятию с мели небольшого судна оценивается примерно в три миллиона долларов США.
— Учитывая месяцы бездействия, эта проблема больше не является просто местной проблемой, а угрозой, требующей общенационального реагирования. Жители и хозяйствующие субъекты в районах муниципалитетов Марчана, Барбана и Раса не должны становиться жертвами пренебрежения экологическими стандартами и нормами безопасности, — звучит жалоба мэра Марчаны Предрага Плиско.
Странно, что в создавшейся ситуации молчит хорватский бизнес. Кому как не предпринимателям решать возникшую проблему?!