В расследовании инцидента в Северном море, когда контейнеровоз «Солонг» протаранил борт танкера «Стена Безупречная», участвуют правительства трех стран и вооруженные силы Соединенных Штатов.
Ведущую роль играет подразделение правительства Великобритании по расследованию морских происшествий (MAIB), которому помогают агентства государств флага двух судов — США и Португалии. Пентагон вовлечен в это дело, потому что «Стена Безупречная» выполняла военную миссию США, доставляя свой груз на склад авиационного топлива в Йоркшире.
Первоначальные запросы MAIB показали, что Solong “регулярно пользовался маршрутом, который он выбрал в день столкновения” между шотландским портом Грейнджмут и Роттердамом в Нидерландах.
В 1:30 ночи в прошлый понедельник грузовое судно изменило курс и двигалось со скоростью 16,4 узла.
Немногим более восьми часов спустя камера, установленная на борту соседнего судна, запечатлела, как «Солонг» врезался в борт «Безупречной стены». Последовала мощная вспышка света.
Следователи заявили, что изучат “методы навигации на борту обоих судов; состав экипажа и управление усталостью; состояние и техническое обслуживание задействованных судов; а также условия окружающей среды в то время”.
Результат расследования крайне важен для страховщиков обеих судов: Stena Immaculate и Solong застрахованы клубами по защите и возмещению убытков, которые объединяют страховые риски.
Впрочем, представители Steamship Mutual, которая страхует Stena Immaculate, ни Skuld, которая страхует Solong, не стали комментировать возможные расходы, связанные с аварией.
Некоторые эксперты склоняются к мнению, что оба судна выглядят так, как будто они могут быть повреждены и не подлежат ремонту.
Рейтинговое агентство Morningstar DBS заявило:
Оба судна можно считать полностью утраченными.
На прошлой неделе Morningstar DBS подсчитала, что, включая расходы на сдерживание и очистку загрязнения, ущерб для страховщиков может составить от 100 до 300 миллионов долларов США.
По мнению аналитиков, отрасль морского страхования могла бы покрыть расходы, но они предупредили, что это “вызывает опасения по поводу прибыльности” сектора, особенно после прошлогодней катастрофы на Балтиморском мосту и продолжающихся нападений на суда в Красном море и Суэцком канале.
Одна из камер на борту Stena Immaculate, в которой находилось 17 515 баррелей с топливом для реактивных самолетов, взорвалась при ударе, что привело к пожарам на обеих судах, которые продолжались несколько дней.
При этом, американские владельцы танкера, компания Crowley отметили “героические действия” моряков, которые, по их словам, обеспечили включение систем пожаротушения перед тем, как покинуть судно, что, возможно, спасло остальные грузовые танки от возгорания.
В минувшую субботу 59-летний российский капитан «Солонга» Владимир Мотин предстал перед мировым судом Халла по обвинению в непредумышленном убийстве по неосторожности.
Он не признал свою вину.
Королевская прокурорская служба также обнародовала имя Марка Анджело Перниа, 38-летнего филиппинского моряка с судна «Солонг», погибшего в результате столкновения.
Помимо ущерба, нанесенного самим судам, и возможной компенсации для семьи Пернии, также неизвестно, какова будет стоимость работ по очистке окружающей среды.
Руководство компании «Кроули» подтвердили свои намерения «полного восстановления окружающей среды», но кто в конечном итоге заплатит за очистку, будет зависеть от того, кто будет признан виновным в столкновении.
Предыдущие расследования MAIB занимали несколько месяцев, а в некоторых случаях и годы, прежде чем результаты были опубликованы.
Агентство морской и береговой охраны Великобритании заявило на прошлой неделе, что “по-видимому, никакого загрязнения не было” ни с одного из судов. Аналитики из неправительственной организации Skytruth подтвердили, что на спутниковых снимках судов не было видно пятен, хотя они также отметили, что из—за плохой погоды любое нефтяное пятно может быть размыто, что затруднит его обнаружение.
В интервью в пятницу исполнительный директор порта Гримсби Ист Мартин Бойерс сказал, что суда, участвующие в ликвидации последствий аварии, были вынуждены смывать пятна нефтепродуктов со своих корпусов перед заходом в порт.
— Когда они тушили пожар, топливо все еще было в воде, и оно не рассеялось или что-то в этом роде. Таким спасатели соприкасались с ним, пока пытались потушить огонь. В этом есть некоторая ирония, потому что оно могло загореться, — сообщил он репортеру The Grimsby Telegraph.
В отличие от густой, тяжелой сырой нефти, которая может привести к разрушительному загрязнению окружающей среды, покрывая морскую флору и фауну черной пеной, реактивное топливо является летучим, а это означает, что большая часть топлива могла сгореть или испариться.