12.05.2025

Канада изучает возможность строительства арктического порта

Канада непрестанно проявляет усиливающийся интерес к Арктике. Так, высокопоставленные правительственные чиновники провинции Онтарио недавно выразили заинтересованность в строительстве морского порта в заливе Джеймс, который простирается к Юго-Востоку от Гудзонова залива.

Для строительства глубоководного порта потребуется провести переговоры между Онтарио и федеральным правительством Канады несмотря на то, что около половины населения Канады проживает в этой провинции.

В ней же сосредоточен крупнейший промышленный сектор.

Неслучайно, несколько морских портов расположенные в Тандер-Бей, Солт-Сент. Мари, Виндзор, Гамильтон, Ошава и Джонстаун, соединяют Онтарио с Атлантическим океаном, давая выход к международной торговле.

Между тем, климатические изменения в Арктическом регионе Канады теперь позволяет судам курсировать между Северной Атлантикой и Северной частью Тихого океана, поэтому в Черчилле, расположенном в Юго-Западной части Гудзонова залива, уже действует глубоководный порт.

Его назначением была перевалка экспорта сельскохозяйственной продукции Западной Канады в Европу.

Расстояние по железной дороге между Торонто и Черчиллем почти равно пути между Торонто и Ванкувером.

Сравнительно небольшая железнодорожная линия проходит к северу от Торонто и находится в пределах 12 миль от залива Джеймс.

С учетом того, что стоимость железнодорожных перевозок на единицу расстояния намного выше, чем водным транспортом — закономерен интерес к строительству порта в заливе Джеймс, который располагается недалеко от района Большого Торонто. Тем более, что летние трансарктические рейсы начинают позволять судам совершать рейсы между портами Восточного побережья Северной Америки и портами Восточной Азии, а также портами Северной Америки на Тихом океане.

В практическом смысле, каждую навигацию на несколько месяцев становится возможным плавание из моря Бофорта в залив Коронации и к Югу от острова Виктория в залив Королевы Мод и залив Чантри.

В конце 1840-х годов экспедиция Франклина попыталась пересечь Канадскую Арктику, пока их корабли не застряли во льдах южного пролива Макклинток.

Зато теперь изменения летних условий в Арктике теперь позволит судам курсировать между каналом Макклинток и Гудзоновым заливом.

Впрочем, для этого необходимо будет построить судоходный к Югу от полуострова Бутия. Тогда возможны будут устойчивые трансарктические перевозки.

Судоходный канал на короткие расстояния, построенный в стратегически важном месте, например, проходящий к югу от полуострова Бутия и простирающийся на Восток до залива Бутия, позволил бы сократить дальность плавания и потенциально продлил продолжительность трансарктического парусного сезона.

В середине-конце 1840-х годов экспедиция Франклина смогла пересечь бассейн Фокс и Бутийский залив и войти в пролив Макклинток, где их суда застряли в зимних льдах.

В современную эпоху существует возможность того, что ледокольные суда расчищают навигационный проход для грузовых судов по мере завершения навигационного сезона.

Понятно, что летнее трансарктическое плавание между портом в заливе Джеймс и портами Восточной Азии должно быть конкурентоспособным по стоимости, поскольку в нем должны участвовать контейнеровозы и балкеры с осадкой до 18 метров.

Однако, залив Джеймс мелководен, средняя глубина воды в нем составляет менее 60 метров, отчего возникает необходимость в проведении дноуглубительных работ и установки буев с подсветкой для разграничения судоходного канала вокруг отмелей. Только в этом случае можно рассчитывать на транзит крупнотоннажных контейнеровозов и сухогрузов через залив в порт.

Кроме того, арктические погодные условия ограничат работу порта в заливе Джеймс на 4-6 месяцев в году, что потребует от Онтарио также использования Великих озер и морских портов.

Короткий навигационный сезон в Арктике, вероятно, не позволит правительству Канады создавать таможни в порту.

В результате поезда должны будут перевозить контейнеры, прибывающие в порт Джеймс-Бей, в пункты таможенного досмотра, расположенные в районе Торонто.

Вместе с тем, существует и Южный вариант.

Четыре порта в Онтарио расположены в непосредственной близости от международного моста с пунктами таможенного досмотра.

Соглашения, заключенные с таможенниками, позволят судам, прибывающим из-за рубежа, выгружать контейнеры в любом из Джонстауна, Порт-Колборна, Виндзора и Солт-Сент. Мари для перевалки в грузовики, которые затем отправятся в близлежащие таможенные пункты.

Таможенные пункты расположены недалеко от порта Гамильтон в международном аэропорту Гамильтон, на границе у Ниагарского водопада, а также в международном аэропорту Торонто.

Контейнеры, прибывающие из-за рубежа в порт Гамильтон, могут быть отправлены по железной дороге в ближайший пункт таможенного досмотра.

Показательно, что в течение нескольких лет судно, перевозящее менее 700 TEU, совершало рейсы из порта Антверпен в порт Кливленд, доставляя контейнеры по конкурентоспособным тарифам за контейнеровоз, конкурируя при этом с судами вместимостью 14 000TEU, отправляющимися в порт Ньюарк.

После передачи контейнеров на железнодорожную перевозку в порт Кливленда общая стоимость транспортировки одного контейнера превышает стоимость прямой морской перевозки.

Несмотря на то, что имеется потенциал для выгодных по стоимости прямых контейнерных перевозок из европейских портов в порты Онтарио Гамильтон, Порт-Колборн и Виндзор, существует необходимость в расширении экспортных контейнерных перевозок из Онтарио в Европу.

Резюмируя, следует отметить, что будущие погодные условия в Арктическом регионе будут определять пригодность коммерческих судов для плавания между морем Бофорта и портом, расположенным в заливе Джеймс с железнодорожным сообщением и способным принимать у причала крупнотоннажные суда.

Он предлагает потенциально конкурентоспособные тарифы на перевозку контейнеров между портами Восточной Азии и районом Большого Торонто по сравнению с судами, отправляющимися в тихоокеанские порты и соединяющимися с трансконтинентальными грузовыми поездами. Несмотря на то, что объем импорта, вероятно, достаточен для того, чтобы оправдать использование большого судна, возникнет необходимость в увеличении объема экспортных перевозок

Порт в заливе Джеймс, который время от времени обслуживает трансарктические крупнотоннажные суда, соединит по железной дороге районы как в Торонто, так и в Монреале и вокруг них. Ограничения на навигацию в нижнем течении реки Святого Лаврентия не позволяют крупнотоннажным контейнеровозам курсировать между Северной Атлантикой и портом Монреаль. Нехватка сезонных докеров, проживающих вблизи предполагаемого порта в заливе Джеймс, потребует масштабной автоматизации портовых операций, включая работу кранов и перегрузку контейнеров с судна на железную дорогу.

Поделиться

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *