Канада непрестанно проявляет усиливающийся интерес к Арктике. Так, высокопоставленные правительственные чиновники провинции Онтарио недавно выразили заинтересованность в строительстве морского порта в заливе Джеймс, который простирается к Юго-Востоку от Гудзонова залива.
Для строительства глубоководного порта потребуется провести переговоры между Онтарио и федеральным правительством Канады несмотря на то, что около половины населения Канады проживает в этой провинции.
В ней же сосредоточен крупнейший промышленный сектор.
Неслучайно, несколько морских портов расположенные в Тандер-Бей, Солт-Сент. Мари, Виндзор, Гамильтон, Ошава и Джонстаун, соединяют Онтарио с Атлантическим океаном, давая выход к международной торговле.
Между тем, климатические изменения в Арктическом регионе Канады теперь позволяет судам курсировать между Северной Атлантикой и Северной частью Тихого океана, поэтому в Черчилле, расположенном в Юго-Западной части Гудзонова залива, уже действует глубоководный порт.
Его назначением была перевалка экспорта сельскохозяйственной продукции Западной Канады в Европу.
Расстояние по железной дороге между Торонто и Черчиллем почти равно пути между Торонто и Ванкувером.
Сравнительно небольшая железнодорожная линия проходит к северу от Торонто и находится в пределах 12 миль от залива Джеймс.
С учетом того, что стоимость железнодорожных перевозок на единицу расстояния намного выше, чем водным транспортом — закономерен интерес к строительству порта в заливе Джеймс, который располагается недалеко от района Большого Торонто. Тем более, что летние трансарктические рейсы начинают позволять судам совершать рейсы между портами Восточного побережья Северной Америки и портами Восточной Азии, а также портами Северной Америки на Тихом океане.
В практическом смысле, каждую навигацию на несколько месяцев становится возможным плавание из моря Бофорта в залив Коронации и к Югу от острова Виктория в залив Королевы Мод и залив Чантри.
В конце 1840-х годов экспедиция Франклина попыталась пересечь Канадскую Арктику, пока их корабли не застряли во льдах южного пролива Макклинток.
Зато теперь изменения летних условий в Арктике теперь позволит судам курсировать между каналом Макклинток и Гудзоновым заливом.
Впрочем, для этого необходимо будет построить судоходный к Югу от полуострова Бутия. Тогда возможны будут устойчивые трансарктические перевозки.
Судоходный канал на короткие расстояния, построенный в стратегически важном месте, например, проходящий к югу от полуострова Бутия и простирающийся на Восток до залива Бутия, позволил бы сократить дальность плавания и потенциально продлил продолжительность трансарктического парусного сезона.
В середине-конце 1840-х годов экспедиция Франклина смогла пересечь бассейн Фокс и Бутийский залив и войти в пролив Макклинток, где их суда застряли в зимних льдах.
В современную эпоху существует возможность того, что ледокольные суда расчищают навигационный проход для грузовых судов по мере завершения навигационного сезона.
Понятно, что летнее трансарктическое плавание между портом в заливе Джеймс и портами Восточной Азии должно быть конкурентоспособным по стоимости, поскольку в нем должны участвовать контейнеровозы и балкеры с осадкой до 18 метров.
Однако, залив Джеймс мелководен, средняя глубина воды в нем составляет менее 60 метров, отчего возникает необходимость в проведении дноуглубительных работ и установки буев с подсветкой для разграничения судоходного канала вокруг отмелей. Только в этом случае можно рассчитывать на транзит крупнотоннажных контейнеровозов и сухогрузов через залив в порт.
Кроме того, арктические погодные условия ограничат работу порта в заливе Джеймс на 4-6 месяцев в году, что потребует от Онтарио также использования Великих озер и морских портов.
Короткий навигационный сезон в Арктике, вероятно, не позволит правительству Канады создавать таможни в порту.
В результате поезда должны будут перевозить контейнеры, прибывающие в порт Джеймс-Бей, в пункты таможенного досмотра, расположенные в районе Торонто.
Вместе с тем, существует и Южный вариант.
Четыре порта в Онтарио расположены в непосредственной близости от международного моста с пунктами таможенного досмотра.
Соглашения, заключенные с таможенниками, позволят судам, прибывающим из-за рубежа, выгружать контейнеры в любом из Джонстауна, Порт-Колборна, Виндзора и Солт-Сент. Мари для перевалки в грузовики, которые затем отправятся в близлежащие таможенные пункты.
Таможенные пункты расположены недалеко от порта Гамильтон в международном аэропорту Гамильтон, на границе у Ниагарского водопада, а также в международном аэропорту Торонто.
Контейнеры, прибывающие из-за рубежа в порт Гамильтон, могут быть отправлены по железной дороге в ближайший пункт таможенного досмотра.
Показательно, что в течение нескольких лет судно, перевозящее менее 700 TEU, совершало рейсы из порта Антверпен в порт Кливленд, доставляя контейнеры по конкурентоспособным тарифам за контейнеровоз, конкурируя при этом с судами вместимостью 14 000TEU, отправляющимися в порт Ньюарк.
После передачи контейнеров на железнодорожную перевозку в порт Кливленда общая стоимость транспортировки одного контейнера превышает стоимость прямой морской перевозки.
Несмотря на то, что имеется потенциал для выгодных по стоимости прямых контейнерных перевозок из европейских портов в порты Онтарио Гамильтон, Порт-Колборн и Виндзор, существует необходимость в расширении экспортных контейнерных перевозок из Онтарио в Европу.
Резюмируя, следует отметить, что будущие погодные условия в Арктическом регионе будут определять пригодность коммерческих судов для плавания между морем Бофорта и портом, расположенным в заливе Джеймс с железнодорожным сообщением и способным принимать у причала крупнотоннажные суда.
Он предлагает потенциально конкурентоспособные тарифы на перевозку контейнеров между портами Восточной Азии и районом Большого Торонто по сравнению с судами, отправляющимися в тихоокеанские порты и соединяющимися с трансконтинентальными грузовыми поездами. Несмотря на то, что объем импорта, вероятно, достаточен для того, чтобы оправдать использование большого судна, возникнет необходимость в увеличении объема экспортных перевозок
Порт в заливе Джеймс, который время от времени обслуживает трансарктические крупнотоннажные суда, соединит по железной дороге районы как в Торонто, так и в Монреале и вокруг них. Ограничения на навигацию в нижнем течении реки Святого Лаврентия не позволяют крупнотоннажным контейнеровозам курсировать между Северной Атлантикой и портом Монреаль. Нехватка сезонных докеров, проживающих вблизи предполагаемого порта в заливе Джеймс, потребует масштабной автоматизации портовых операций, включая работу кранов и перегрузку контейнеров с судна на железную дорогу.