Вчера издание «Украинская правда» со ссылкой на источник в ГУР Министерства обороны Украины сообщило, что в результате атаки в бухте Узкая в Крыму был поврежден скоростной катер ВС РФ, и соответствующая видеозапись появилась в сети.
Сотрудники ГУР Украины показали работу своего морского ударного дрона Magura V5.
В целом, смертоносная эффективность морских беспилотников была продемонстрирована в Черном море, где с конца 2022 года Украина разместила скоростные катера с дистанционным управлением, начиненные взрывчаткой, для потопления российских кораблей.
Поддерживаемые Йеменом повстанцы-хуситы в последние месяцы использовали аналогичные суда против коммерческого судоходства в Красном море, хотя и безуспешно.
В свою очередь, Пентагон использует уроки Украины и Красного моря в своих планах по противодействию растущей военно-морской мощи Китая в Тихом океане.
Так, заместитель министра обороны США Кэтлин Хикс в августе объявила об инициативе под названием «Репликатор». Чтобы противостоять Китаю, программа предусматривает развертывание сотен небольших, относительно дешевых воздушных и морских беспилотников в течение следующих 18-24 месяцев.
Представитель Пентагона Эрик Пахон, в недавнем интервью Reuters отметил многолетние колебания ВМС США в отношении создания флота беспилотных судов, несмотря на неоднократные предупреждения о том, что это будущее войны на море.
При этом, самым большим препятствием на пути прогресса стал бюджетный процесс Министерства обороны (DoD), в котором приоритет по-прежнему отдается крупным кораблям и подводным лодкам, построенным старыми оборонными подрядчиками.
— В какой-то момент вы сталкиваетесь с проблемой в Вашингтоне, — жалуется Филипп Стратманн, генеральный директор Ocean Power Technologies (OPT), компании из Нью-Джерси, которая поставляет ВМС США автономный надводный беспилотник WAM-V.
«Вы сталкиваетесь с тем фактом, что существует военно-промышленный комплекс, у которого есть лучшие лоббисты и который точно знает, как в Министерстве обороны поступают деньги и заключаются контракты».
Так, бюджет Военно-морского флота на малые и средние подводные морские беспилотники в этом году составляет 172 миллиона долларов, а в 2025 году он сократится до 101,8 миллиона долларов.
При том, что бюджет на закупки военно-морского флота на 2025 год может составить 63 миллиардов долларов.
Военные морские беспилотники могут варьироваться от быстроходных катеров с ракетным вооружением до миниатюрных подводных лодок для охоты за минами и парусников на солнечных батареях, оснащенных шпионскими камерами высокой четкости, подводными датчиками и громкоговорителями, используемыми для предупреждения вражеских кораблей.
Проблема, однако состоит в том, что в военно-морском флоте недостаточно моряков, обученных пилотированию беспилотных аппаратов или анализу огромных массивов данных, поступающих с камер и датчиков корабля.
В то же время, беспилотные летательные аппараты, стоимостью от 1 до 3 миллионов долларов за штуку, являются относительно дешевым и быстрым способом расширения флота военно-морских сил, особенно с учетом того, что несколько крупных традиционных судостроительных проектов, таких как новый класс боевых кораблей-фрегатов, на годы отстают от графика.
Соответственно США, пусть мучительно и медленно, но все же тестируют использование кораблей-роботов в активных боевых действиях.
Их использование включает наблюдение за морем, поиск мин и защиту критически важной подводной инфраструктуры, такой как газопроводы и волоконно-оптические кабели.
По мнению Брайана Кларка, советника Военно-морского флота по автономным судам и старшего научного сотрудника Гудзоновского института, флотилия небольших морских беспилотников могут также служить защитой для ценных объектов с экипажами, таких как авианосцы и подводные лодки, и создавать помехи для кораблей, перевозящих войска в случае, если Китай попытается вторгнуться на Тайвань.
По оценкам Кларка, военно-морской флот США сейчас располагает примерно 100 небольшими беспилотниками для использования на поверхности океана и еще 100 подводными беспилотниками, в то время как Китай стремительно наращивает уже имеющийся внушительный флот морских беспилотных аппаратов.
— Украина показала, насколько эффективными они могут быть и как их можно использовать в текущих операциях, — подчеркнул Кларк, — Военно-морским силам США необходимо усвоить этот урок и немедленно приступить к реализации соответствующих программ, — резюмировал он.
И действительно, 5-й флот военно-морских сил США, который базируется в Бахрейне, уже три года проводит испытания беспилотных судов под руководством своего подразделения Task Force 59.
В рамках проекта были задействованы беспилотники для наблюдения, созданные частными фирмами, включая стартапы, а также теми, кого поддерживают такие тяжеловесы оборонной отрасли, как Lockheed Martin и HII.
— Ситуация в Красном море придает работе Оперативной группы 59 дополнительную актуальность, и мы с нетерпением ожидаем принятия решений, которые помогут противостоять злонамеренному поведению хуситов, — заявил Reuters командир оперативной группы Колин Корридан.
В октябре прошлого года Военно-морской флот провел свое первое боевое испытание ракеты с беспилотного катера на Аравийском полуострове.
T38 Devil Ray, построенный базирующейся во Флориде компанией MARTAC, производящей морские беспилотники, успешно запустил миниатюрную ракетную систему для уничтожения лодки-мишени.
В это же время, морские дроны получил 4-й флот ВМС в Центральной Америке, и они использовались для борьбы с контрабандой людей у северного побережья Гаити.
Одной из компаний, работающих там, является Saildrone, калифорнийская фирма, производящая автономные суда с ветряными, солнечными и дизельными двигателями, которые собирают информацию и данные с помощью камер и датчиков.
Saildrone обошла стороной финансовую политику Вашингтона.
Поскольку компания управляет и обслуживает свои собственные суда и взимает плату за сбор данных, военно-морской флот может оплачивать использование беспилотников из своих операционных расходов, а не из бюджета закупок.
По словам Ричарда Дженкинса, основателя компании, компания, производящая беспилотники, которая также поставляет их береговой охране и отделам океанографических исследований, располагает флотом из 130 судов и ежемесячно строит еще несколько.
— Прямо сейчас мы изо всех сил стараемся не отставать от спроса, — сообщил Дженкинс в интервью Reuters. Он отказался комментировать, сколько Saildrone взимает с военно-морского флота.
Можно приводить еще множество примеров начала переформатирования современного военного флота в пользу роботов различного назначения.
Даже неспециалисту понятно, что в ближайшее время они получат ключевое значение, особенно в части вспомогательных функций.
И здесь первенство останется за теми странами, которые активно вовлекают частный бизнес, на предельно конкурентной основе к реализации соответствующих государственных программ.
Происходит ли подобное в России?
Вопрос остается открытым.