16.03.2025

Россию обвиняют в использовании GPS глушилок на Балтике

С каждым годом все труднее осуществлять навигацию в Балтийском море из-за всевозможных диверсий. Так, польские мониторинговые службы обнаружили в Балтийском море корабельные GPS-глушилки.

Помехи GPS, наблюдаемые в последнее время в Прибалтике, демонстрируют возможности, выходящие за рамки коммерческого уровня, и, по-видимому, они исходят от судов, находящихся в пути, а не от стационарного наземного источника в Калининграде, как предполагали некоторые аналитики.

Если это так, то очевидное обнаружение мощных корабельных передатчиков поможет объяснить меняющуюся картину сбоев в работе GPS в регионе, что также согласуется с предыдущими сообщениями о мощном радиооборудовании, установленном на судах российского «теневого флота».

В ходе мониторинга польские специалисты зафиксированы сбои в работе GPS на уровне земли с помощью датчика, установленного в Морском Университете Гдыни, в 75 милях к востоку от центра Калининграда.

Приемник был установлен достаточно высоко, чтобы радиогоризонт был виден на расстоянии около 20 морских миль от берега (в зависимости от высоты антенны передатчика).

Этого достаточно, чтобы выйти к Гданьскому заливу, но недостаточно, чтобы перекрыть основные морские пути Центральной Балтики с Востока на Запад, где происходит подавляющее большинство перевозок в регионе.

В течение шести месяцев, начиная с июня 2024 года, датчик зафиксировал 84 часа помех GNSS, в том числе 29 часов только в октябре.

События продолжались до семи часов подряд и приводили к ошибкам горизонтального позиционирования до 100 футов — этого было достаточно, чтобы повлиять на навигацию на ограниченных водных путях.

Помехи от нескольких стационаров (GPS, ГЛОНАСС, BeiDou и Galileo) наблюдались до сентября 2024 года; начиная с октября картина изменилась на многотональные помехи, которые, вероятно, были вызваны мобильным морским источником, учитывая их периодическое появление и характер передвижения.

Сбой в получении сигала GPS на уровне земли затрагивает морские интересы и не коррелирует с наблюдениями о сбоях в работе навигационной системы самолета ADS-B на большей высоте.

Поскольку наземные GNSS-события не обнаруживаются с помощью бортового мониторинга ADS-B, команда призвала к созданию наземной сенсорной сети для обнаружения сбоев в работе GNSS с возможностью геолокации, которая будет использоваться для обнаружения судов-нарушителей и их идентификации для принятия возможных принудительных мер.

«Помехи… демонстрировали заметные колебания в уровнях мощности, свидетельствующие о том, что источник помех находился в движении. Учитывая радиогоризонт системы, который в основном охватывает часть Балтийского моря, и предполагая, что источник помех находился не в пределах границ Польши, наиболее правдоподобным объяснением является то, что помехи создавались судном, находящимся в международных водах», — заключили исследователи.

В этой истории нельзя не заметить, что от сбоев в работе GPS могут страдать и суда теневого флота России, на которые распространяются подозрения польских мониторинговых служб.

Поделиться

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *