На прошлой неделе группа сенаторов США направила письмо в Морское управление Панамы с призывом провести расследование и снять флаги с танкеров, нарушающих санкции США в отношении торговли иранской нефтью. В письме утверждается, что значительное количество судов, зарегистрированных в Панаме, вовлечено в усилия по уклонению от санкций, и как сильный союзник США и партнер по торговле и безопасности, они пишут, что для Панамы крайне важно действовать.

Ссылаясь на данные некоммерческой наблюдательной группы United Against Nuclear Iran (UANI), в письме сенаторов утверждается, что 383 судна были идентифицированы как подозреваемые в работе в составе флота-призрака, поддерживающего торговлю нефтью Ирана.
UANI подчеркивает, что в ноябре 2020 года таковых отмечалось всего 70.
В настоящее время, из почти 400 судов, которые, по мнению американских сенаторов, помогают Ирану обходить санкции, почти половина (189) ходят под флагом Панамы.
И хотя на данный момент Панама сняла флаг с 28 из 217 судов иранского теневого флота, некоторые из них были сняты из-за вывода из эксплуатации, а не из-за опасений по поводу их передвижения и соблюдения санкций.
Кампанию за снятие Панамского флага с судов, нарушающих санкции против Ирана, возглавляют сенаторы Роберт Кейси-младший из Пенсильвании и Марко Рубио из Флориды вместе с 20 коллегами.
По их мнению, власти Панамы проявили слабость в применении санкций.
UANI выразил аналогичную обеспокоенность в своих публичных заявлениях.
Соответственно, на прошлой неделе Соединенные Штаты внесли в черный список четыре танкера за участие в торговле в поддержку Ирана и хуситов, и три из этих судов зарегистрированы в Панаме.
В то время, как флагом Панамы пользуется наибольшее число судов мирового торгового флота, много из них сомнительных, нарушающих условия санкций.
Панама располагает собственным крупнейшим судовым реестром, насчитывающим 8 540 единиц по состоянию на конец 2023 года.
При этом, указанные суда составляют чуть более двух процентов от числа судов под флагом Панамы.
“Для сравнения, другие реестры были гораздо более усердны в снятии флага с судов, идентифицированных как часть флота-призрака Ирана, и ни одна другая страна не отмечает более пяти процентов судов, подозреваемых в принадлежности к флоту-призраку”, — отмечается в письме сенаторов.
“Мы обеспокоены тем, что морское управление Панамы не проявляет должной осмотрительности, необходимой для обращения с этими судами”, — резюмируется в их жалобе.
В письме приводится хорошо документированная тактика, используемая флотом-призраком для сокрытия торговли иранской нефтью, которая, как утверждается в письме, составляет примерно четверть доходов Ирана. Она включает в себя перегрузы нефти с судна на судно (STS operations), прекращение работы транспондеров AIS, перекраску судов в середине рейса, использование поддельных документов, включая неправильную идентификацию груза, и смену флагов.
Нынешняя администрация Панамы рекламирует свои усилия по очистке реестра, утверждая, что предыдущая администрация слабо соблюдала правила.
Морское управление Панамы сообщило в июле 2023 года, что с июля 2021 года оно отменило более 6,5 миллионов перевозок брутто-тонн из-за проблем, связанных с Ираном, Северной Кореей или судами, включенными в список международных санкций.
В прошлом году администрация отменила регистрацию 161 судна общим водоизмещением почти 1,3 миллиона тонн.
Американских сенаторов это не убедило.
В своем письме они выразили недовольство действиями властей Панамы и в отношении российского теневого флота, призвав панамские власти провести соответствующие расследования в отношении судов, включенных в список, прилагаемый к письму.
Цель — следовать установленным процедурам по снятию панамского флага с этих судов.
Оригинал статьи здесь.