Танкер LR1, предположительно принадлежащий российскому теневому флота, недавно переименовался в Eagle S. В отношении этого судна финские власти проводят криминальное расследование в связи с подозрением на диверсию, в результате которой произошел разрыв подводного энергетического кабеля, соединяющего Финляндию с Эстонией.
Согласно результатам гидролокационного обследования, проведенного финскими властями, танкер, который, как подозревается, оборвал несколько подводных кабелей в Финском заливе, протащил свой якорь по дну на протяжении до 50 морских миль.
Цепь все еще находилась в воде, а якорь отсутствовал, когда чиновники поднялись на борт судна для проверки.
— След заканчивается там, где судно подняло якорную цепь. К Востоку от этой точки находится несколько десятков километров следа, если не почти сто километров, — сообщил местному изданию Yle инспектор национальной уголовной полиции Финляндии Сами Пайла.
— Это… часть доказательств, собираемых по этому делу, и очень важных, — уточнил он.
Таким образом, в отношении судна и экипажа в настоящее время проводятся следственные действия по обвинению в трех уголовных преступлениях: вандализме при отягчающих обстоятельствах, как было объявлено ранее, а также нарушении нормативных требований при отягчающих обстоятельствах и вмешательстве в телекоммуникации при отягчающих обстоятельствах.
Соответственно, танкер Eagle S переведен на защищенную якорную стоянку вблизи Порвоо для дальнейшего обследования.
Следственные действия в море приостановлены из-за сильного ветра и неровностей поверхности, но финские власти планируют возобновить работы, как только позволят погодные условия.
Впрочем, погода не мешает допрашивать членов команды танкера.
При этом, специалист по морским коммерческим службам сообщил Lloyd’s List, что по крайней мере в одном из предыдущих рейсов на борту Eagle S находилось сложное оборудование для радиоразведки, и что экипаж под угрозами заставили молчать о его предназначении.
По словам источника, переносное оборудование было доставлено на борт всего семь месяцев назад и было полностью вывезено в конце рейса.
Анонимный источник также утверждал, что на борту танкера также был замечен неизвестный, не являющийся членом экипажа.
Финская полиция в комментариях для Yle назвала это сообщение «слухами» и заявила, что на момент ареста у Eagle S не было обнаружено такого оборудования.
Российские разведывательные службы осуществляют хорошо известную программу скрытой радиоразведки на российском рыболовецком флоте, особенно у берегов Северной Европы и Скандинавии. Во время холодной войны эти суда были настолько распространены, что военно-морской флот США присвоил этому классу стандартное обозначение «Вспомогательный траулер общей разведки (AGI)».
Сегодня Западные военные аналитики обеспокоены тем, что Россия может использовать свой обширный «теневой флот», состоящий из танкеров со слабым регулированием, для выполнения аналогичной функции, позволяя им скрывать свою преступную деятельность в потоке повседневных торговых перевозок.
По некоторым оценкам, связанный с Россией теневой флот в настоящее время составляет более 15 процентов мирового танкерного флота.
С другой стороны, для российских спецслужб нет смысла использовать суда теневого лота для специальных операций в виду повышенного внимания к ним: никому не придет в голову поручать ответственные задания человеку, за которым ведется слежка.