В мировом коммерческом флоте насчитывается около 100 000 крупных судов, на долю которых приходится более 90% международной торговли, при этом большинство этого флота сжигают топливо с высоким содержанием серы. Соответственно, большое количество сернистого газа и аэрозоля выделяются в атмосферу.
Выбросы с судов повышают фоновый уровень сернистого аэрозоля над океаном, а избыточно содержащий серу аэрозоль действует как «закваска» для образования облаков.
Конденсация водяного пара на этих зародышах приводит к образованию повышенной облачности, причем из загрязнённых их скоплений.
Это явление приводит к тому, что больше света отражается обратно в космос, оказывая непреднамеренно охлаждающее воздействие на планету, тем самым частично компенсируя потепление, вызванное выбросами парниковых газов.
В то же время ученые климатологи признают, что масштабы этого охлаждающего воздействия малоизучены.
Зато очевидно, что аэрозоли, особенно содержащие серу, являются основным компонентом загрязнения воздуха и могут негативно сказываться на здоровье органов дыхания и сердечно-сосудистой системы.
Из-за проблем с качеством воздуха Международная морская организация обязала к 2020 году сократить максимально допустимые выбросы серы в мировом судоходстве на 80% (IMO2020).
В связи с этим возникает вопрос — каково же влияние этого радикального, крупномасштабного изменения политики на климат?
В результате введения правил IMO 2020, исследование показало, что пространственные закономерности в смоделированном уменьшении похолодания сильно коррелируют с наблюдаемыми со спутника изменениями облачности, при которых меньше света отражается обратно в космос, что также коррелирует с повышением температуры поверхности Северного полушария в 2022-2023 годах.
Отсюда делается вывод, что сокращение выбросов серы после IMO 2020 при одновременном улучшении качества воздуха в прибрежных районах ускорило глобальное потепление.
Вместе с тем, изменения не полностью объясняет рекордные температуры, наблюдаемые за последние несколько лет.
Доктор Минси Янг, автор исследования и океанограф-химик из Плимутской морской лаборатории, считает, что последнее исследования « представляет собой нашу наилучшую оценку влияния изменений выбросов с судов на климат, которая все еще может быть консервативной».
Авиационный отбор проб судовых выбросов до и после IMO2020 в рамках проекта ACRUISE показал, что правила судоходства не только изменили количество выбрасываемого сернистого газа, но, вероятно, также сделали аэрозоль, выбрасываемый судном, менее эффективным при создании облаков.
Но и здесь, представленный аспект проблемы недостаточно изучен: все еще необходимо уточнить влияние регулирования содержания серы на облачность, и эта работа продолжается.
Понимание влияния IMO2020 на климат актуально не только в текущем десятилетии, но и на несколько десятилетий вперед, поскольку мир стремится к быстрой декарбонизации и дальнейшему сокращению выбросов аэрозолей”.
В целом, положения IMO 2020 можно рассматривать как непреднамеренный эксперимент в области солнечной геоинженерии, но в обратном порядке, поскольку их воздействие происходит на фоне наблюдаемого заметного потепления климата.
Снижение содержания серы в судовом топливе, возможно, в значительной степени повлияло на экстремальные температуры в Северном полушарии в 2023 году, но предполагаемая величина, по-видимому, слишком мала, чтобы быть единственной причиной. Такие события, как значительное потепление в результате Эль-Ниньо-Южного колебания (ЭНСО), произошедшее в середине 2023 года, также сыграли бы свою роль.
Остается добавить, что представленное исследование проводилось Тихоокеанской Северо-Западной национальной лабораторией (США) в партнерстве с учеными из Университета штата Флорида (США), Имперского колледжа Лондона (Великобритания), Оксфордского университета (Великобритания), Калифорнийского Университета (США), Плимутской морской лаборатории (Великобритания), Лидского Университета (Великобритания) и Университета из Мэриленда (США).