С 9 по 12 августа ожидается проведение официального визита в Республику Казахстан премьер – министра Японии Фумио Кисида. Предполагается, что японский лидер примет участие в саммите «5+1» в Астане, где он объявит о значительном пакете экономических мер по поддержке развития Центральноазиатского региона, в частности, в области декарбонизации.
Не менее важно, что Япония полна решимости оказать всестороннюю поддержку расширению Транскаспийского коридора — транзитного маршрута, который в ближайшие десятилетия будет приобретать все большее значение, связывая Азию и Европу.
В этом же формате Япония пытается хоть в какой-то мере нивелировать влияние своего извечного конкурента – Китая.
Симптоматично, что еще в 2004 году Япония предложила формат «5+1», который страны Центральной Азии использовали для переговоров с Соединенными Штатами и Европой на уровне министров иностранных дел в целях достижения «более безопасной среды для человека», уже включенной в инфраструктурные проекты.
В то время совместно с Азиатским банком развития реализовывались проекты транспортных коридоров, направленные на диверсификацию маршрутов, которые почти исключительно проходили через Россию.
Увы, Японии пришлось уступить место Китаю и другим партнерам из-за ряда исторических и географических факторов, но в 2015 году тогдашнему премьер-министру Синдзо Абэ удалось все же подписать ряд контрактов на сумму более $18 млрд, не все из которых были реализованы.
Китай, Соединенные Штаты, Южная Корея, Индия, Россия, страны Персидского залива и Турция подписали другие соглашения, свидетельствующие о растущем значении региона.
Сложные отношения с Москвой и Пекином, установившиеся в настоящее время, дают дополнительные основания для Токио сделать ставку на Транскаспийский маршрут, одновременно ища другие формы сотрудничества, такие как актуальное обезуглероживание.
В этих целях Япония может использовать свой высокий технологический опыт, предлагать кредиты на переработку природного газа и поддерживать развитие зеленой экономики в Центральноазиатском регионе.
Казахстанский политолог Досым Сатпаев заявил “Независимой газете”, что, по его мнению, «присутствие Японии на этих территориях растет».
В частности, Япония становится одним из основных партнеров Казахстана в области добычи урана, а японская нефтяная компания INPEX является одним из основных игроков в проекте Кашаган, одном из наиболее важных и сложных морских нефтяных месторождений, которое требует значительных технологических усилий.
Помимо газа и нефти, ключевую роль играют важнейшее сырье и редкоземельные элементы, необходимые для производства полупроводников, электроники и многих других инновационных технологических отраслей.
Этими ресурсами в изобилии располагает Казахстан, а с учетом того, что в настоящее время на долю Китая приходится 70% производства редкоземельных элементов, Соединенные Штаты, Европейский союз и Япония могут предложить большой инновационный потенциал Центральной Азии в обмен на сырье.
Что касается Транскаспийского коридора, то, как отмечалось выше, Япония проявляет активность с 2015 года, когда было подписано первое соглашение.
В 2017 году Nippon Express подписала Меморандум с железными дорогами Казахстана о расширении транспортных связей и перевалки грузов, предложив помощь в оцифровке многих услуг и модернизации портовых сооружений, что является высокоразвитым сектором в Японии.
Надо полагать, не захотят игнорировать предстоящий саммит в Астане и российские власти.