Глаза боятся, а руки делают. В результате мировой флот судов, работающих на сжиженном природном газе, удвоится уже в самое ближайшее время.
Компания SEA-LNG, осуществляющая перевозки на сжиженном природном газе, отмечает рост, в том числе, гигантского контейнерного флота CMA CGM (CMA CGM).
Соответственно, ее эксперты отслеживают, продолжающиеся инвестиции в новый сектор со стороны ведущих судоходных компаний.
Торговая группа, основанная восемь лет назад, продолжает продвигать СПГ как реалистичный альтернативный вид судового топлива, одновременно заявляя, что инженерные разработки значительно продвинулись в решении экологических проблем, связанных с использованием метана.
Ссылаясь на данные DNV, SEA-LNG подчеркивает, что суда, работающие на сжиженном газе, в настоящее время составляют более двух процентов мирового судоходного флота, и после выполнения текущего объема заказов этот показатель удвоится до четырех процентов.
Парк судов с СПГ силовыми установками, рассчитанный на основе дедвейта (DWT), находится на пути к тому, чтобы достичь шесть процентов от общего мирового тоннажа.
Тенденцию хорошо иллюстрируют данные, согласно которым численность судов, работающих на сжиженном природном газе, выросло с 21 в 2010 году, до 590.
В SEA-LNG отмечают, что растущий СПГ флот включает в себя крупнейшие контейнеровозы, которые в два раза больше всех действующих в 2010 году.
С учетом заказа еще 564 судов общее количество судов, работающих на сжиженном природном газе, находящихся в эксплуатации, к концу 2028 года составит 1 154.
Одним из наиболее динамично развивающихся сегментов являются суда для перевозки сжиженного природного газа, в эксплуатации которых находится 772 судна, и еще 341 судно было заказано по состоянию на конец 2023 года.
Высокий мировой спрос на СПГ и планируемый рост экспорта из Соединенных Штатов, а также масштабное расширение производства в Катаре стимулируют заказы новых перевозчиков.
Сюда входят заказы, связанные с Катаром для крупнейших в мире перевозчиков СПГ.
В настоящее время, по подсчетам DNV, треть мирового объема заказов приходится на суда, работающие на двухтопливном топливе.
По данным SEA-LNG, это означает, что более 2 000 из 60 000 крупнейших судов в мире работают на сжиженном газе.
По расчетам DWT, эксплуатируемый и заказываемый парк судов, работающих на сжиженном газе, достигнет 142,5 млн тонн в год, что составляет шесть процентов от общего мирового объема в 2 224 млн тонн в год.
В настоящее время в 185 портах также имеются суда бункеровщики СПГ, что способствует популярности двух топливной схеме работы силовых установок.
В 2025 году число бункеровщиков СПГ увеличится еще на 50, то есть с одного судна в 2010 году до 60 действующих на сегодняшний день.
Еще 13 находятся в стадии заказа.
— Отрадно, что СПГ наконец-то завоевывает популярность среди многих судовладельцев, — отмечает Питер Келлер, председатель правления SEA-LNG.
— Хотя мы всегда говорили, что для достижения целевых показателей по сокращению выбросов к 2050 году при транспортировке потребуется определенный ассортимент топлива, логическое обоснование перехода на СПГ остается неизменным. Переход на СПГ с использованием сжиженного биометана и, в конечном счете, электронного метана на основе водорода в настоящее время является единственным жизнеспособным вариантом для достижения прогресса к 2050 году, начиная с немедленного сокращения выбросов углекислого газа уже сейчас, — уверен он.
В то же время, критики указывают на выбросы метана, которые, по мнению экологов, гораздо более вредны для окружающей среды, чем выбросы углекислого газа, поскольку для их рассеивания требуется много времени.
Однако эксперты компании SEA-LNG утверждает, что при сжиженном природном газе выбросы SOx и твердых частиц практически равны нулю, а выбросы NOx сокращаются на 95%, а выбросы парниковых газов — на 23%.
«Благодаря продолжающимся совместным инженерным усилиям по всей цепочке создания стоимости, выбросы метана во всех технологиях двигателей будут устранены в течение десятилетия», — утверждают в SEA-LNG.
«Сегодня на 2-тактные дизельные двигатели приходится около 75% заказов на суда, работающие на сжиженном природном газе. Эти двигатели уже эффективно устраняют пробуксовку. Что касается технологий двигателей низкого давления, где пробуксовка на метане остается сложной задачей, то за последние 25 лет производители уже снизили уровень пробуксовки в 4-тактных двигателях низкого давления более чем на 85%».
В SEA-LNG отмечают, что существующая инфраструктура также будет способствовать переходу на сжиженный биометан (bio-LNG) по мере его масштабирования и, в конечном итоге, на электронный метан (возобновляемый синтетический или e-LNG), обеспечивая судовладельцам и операторам уверенность в том, что суда, заказанные сегодня, будут рассчитаны на перспективу до 2050 года и дальше.
Они считают, что разработка этих будущих видов топлива, получаемых в результате анаэробного расщепления отходов, таких как навоз, обеспечивает долгосрочный путь и решение проблемы улавливания дополнительного количества метана, который в противном случае выбрасывался бы в атмосферу.
В SEA-LNG не сомневаются в признании перспективности использования СПГ и рост базы активов позволяют СПГ играть важную долгосрочную роль в обезуглероживании морского транспорта.