С начала года в Европе усилились настроения против российского серого флота. Под предлогом плохого технического состояния старых танкеров, используемых российскими экспортёрами нефти, страны Северной Европы выступают с предложениями запрета на их прохождения в прибрежных водах Балтийского и Северного морей.
Не исключено, что эта проблема найдет отражение в 14-м пакете санкций ЕС против России, ожидаемом в скором времени, особенно с учетом того, что прибрежные государства Балтийского моря во главе с новым членом НАТО Швецией ведут дипломатическую кампанию, направленную на введение более жестких мер в отношении теневого флота России, проходящего через регион.
Обеспокоенные потенциальной экологической катастрофой, группа призывает другие страны поддержать инициативу на запрет операций российского теневого флота в соответствующих водах.
Впрочем, Юг Европы тоже не остается безучастным к проблеме.
Так, на Юго-Востоке континента военно-морские силы Греции пресекли практику STS трансфера или перегруза с борта на борт российского топлива.
С первого мая, эта зона к Юго-Востоку от острова Пелопоннес, в шести морских милях от побережья Лаконии, полностью контролируется ВМС Греции.
И хотя министры иностранных дел ЕС обсуждают с коллегами из G7 предстоящие санкции, касающиеся судоходства, слишком быстрое сокращение теневого флота российских танкеров, по их мнению, может вызвать серьезные последствия.
Парк серых танкеров, по данным брокерской компании BRS, увеличился в этом году на 17% и составил 787 единиц, что эквивалентно 8,5% от общей вместимости танкеров.
С учетом того, что более крупные суда классифицируются как “серые”, общий тоннаж танкеров по дедвейту составляет «ошеломляющие» 93,7 млн тонн, говорится в последнем отчете BRS о танкерах, что составляет 13,7% от общего тоннажа танкеров.
“Хотя регулирующие органы и правительства, очевидно, следят за «серым» флотом, его огромные размеры в настоящее время, возможно, затрудняют регулирование, поскольку потенциальное исключение 13,7% мирового тоннажа приведет к росту рынка танкеров, что может привести к нежелательному экономическому шоку», — предупреждает BRS.
Эксперты соглашаются с тем, что дальнейшее регулирование должно быть постепенным и целенаправленным, чтобы не вызывать “чрезмерной волатильности” на рынках.