В шанхайском порту Яншань впервые в мире была произведена выгрузка сжиженного диоксида углерода (lco₂), захваченного непосредственно из контейнеровоза, с судна на судно.
В инновационной операции участвовал контейнеровоз Evergreen Ever Top вместимостью 13 800 teu, построенная в 2014 году и оснащенная бортовой системой улавливания и хранения углерода (OCCS) в 2024 году.
Судно перегрузило захваченный CO2 на баржу Dejin, пришвартованную к терминалу Shengdong, что было названо прорывом, который может изменить углеродную логистику во всем секторе морских перевозок.
Разработанная Шанхайским научно-исследовательским институтом судовых дизельных двигателей, входящим в состав Китайской государственной судостроительной корпорации, система OCCS улавливает более 80% выбросов углекислого газа на судне при чистоте 99,9%. Имеющаяся технология, позволяет сжижать газ и транспортировать его по морю, минуя необходимость в специализированной портовой инфраструктуре и делая разгрузку более гибкой и доступной.
По мнению участников проекта, при стоимости модернизации около 10 миллионов долларов — менее чем в два раза дешевле, чем при переходе на использование метанола или аммиака, — система представляет собой коммерчески выгодное решение для сокращения выбросов.
Что еще более примечательно, улавливаемый CO2 не просто хранится или изолируется — он продается на промышленных рынках, и, по оценкам проекта, годовой доход от одного судна может достигать 8 миллионов долларов США.
Впрочем, одним из препятствий на пути улавливания углерода в море является сложность разгрузки захваченных газов в порту.
Подход к транспортировке STS рассматривается как практический обходной путь, позволяющий выгружать CO2 в середине рейса или вблизи портов с помощью небольших, маневренных перевозчиков, которые могут работать ближе к рынкам конечного потребления.