Казахстан уверенно превращается в морскую державу, так как наряду с неуклонным развитием своей каспийской флотилии коммерческого флота, последовательно наращивает глобальное присутствие на голубых дорогах мира. Так, руководство государственной нефтегазовой компании «КазМунайГаз» (КМГ) заявило о намерении нарастить объемом тоннажа касса Aframax с двух до 12 танкеров. На это отводится всего несколько лет.
— У нас есть интерес и желание расширить наш парк Aframax, — подтвердил председатель правления КМГ Магзум Мырзагалиев, не отрицая, что впереди компанию ожидает «сложный и длительный процесс».
Задача, действительно непростая, с учетом дефицита свободного тоннажа и загруженности основных мировых верфей.
Как следует из пресс-релиза компании, в настоящее время флот КМГ состоит из семи нефтяных танкеров — двух «Афрамаксов» водоизмещением 115 000 тонн («Алатау» и «Алтай»), трех небольших судов водоизмещением 12 000 тонн («Астана», «Алматы» и «Актау») и двух судов водоизмещением 8 000 тонн («Тараз» и «Лива»), которыми КМГ владеет совместно с Абу-Даби Группа портов (ADP).
Расширение собственного флота до 12 танкеров Aframax позволило бы КМГ транспортировать половину нефти, добываемой на Тенгизском нефтяном месторождении, расположенном вдоль северо-восточного побережья Каспийского моря.
По словам Магзума Мырзагалиева, исторически только Chevron Tankers Ltd. перевозила казахстанский сорт КТК из российского порта Новороссийск, но в последние годы совместный танкерный флот КМГ/ADP все активнее участвует в этой торговле.
При этом, необходимо принять во внимание, что грузы КТК по маршруту Черное море-Средиземное море, как правило, перевозятся либо судами Aframax (грузоподъемность 80 000 тонн), либо Suezmaxes (грузоподъемность 135 000 тонн).
Согласно данным S&P Global Commodities at Sea, в 2023 году из Новороссийска в места разгрузки в Средиземном море было отправлено 135 партий нефти, произведенной КТК на танкерах класса Афрамакс, в то время как 134 были отправлены на Суэцмаксах.
Ставки фрахта на черноморские рейсы Aframax были крайне волатильными с начала четвертого квартала 2023 года, но тенденция в последние недели была явно медвежьей.
Platts, входящая в S&P Global Commodity Insights, оценила ставку на маршрут Черное море — Средиземное море в 80 000 тонн на 1 марта в 13,60 доллара за тонну, что на 43% ниже по сравнению с 23,94 доллара за тонну на 1 февраля.