21.04.2025

Для казахской нефти дело — труба

Казахстанская нефть, поставляемая из Новороссийска на мировые рынки, добывается на огромных месторождениях Тенгиз, Карачаганак и Кашаган, где крупные западные нефтяные компании, такие как Chevron, ExxonMobil, Shell и Eni, являются крупными инвесторами.

Чтобы диверсифицировать маршруты поставок, с начала Владимире Путина, власти Казахстана сосредоточили внимание на альтернативном маршруте экспорта нефти через Каспийское море.

Соответственно, в первом квартале 2023 года, в обход России по маршруту порт Актау – Азербайджан – Грузия – Турция было поставлено 163 436 тонн черно золота, против 28 875 тонн за тот же период прошлого года.

На этом, фоне экспорт нефти в Китай не изменился и выглядит более чем скромным — 80 000 тонн в месяц.

Между тем, безопасный транзит около 80% казахстанского нефтяного экспорта в настоящее время потенциально находится под угрозой из-за взаимной российско-украинской блокады Черного моря.

Пятого августа, когда российский танкер с нефтепродуктами Sig получил пробоину в районе машинного отделения, как следствие атаки украинского морского дрона, операторы КТК забили тревогу.

Стоит напомнить, что Каспийский трубопроводный консорциум, протяженностью 1 599 км, прогоняет большую часть казахского нефтяного экспорта, то есть до 1.3 млн баррелей нефти в сутки.

К 8 августа Украина не оставляла места для сомнений – по мнению Киева, любые танкеры, доставляющие нефть с российских черноморских терминалов, могут быть законно атакованы.

«Все, что русские перемещают взад и вперед по Черному морю, является нашими действительными военными целями», — заявил Politico Олег Устенко, экономический советник президента Украины Владимира Зеленского.

По его мнению, этот шаг следует рассматривать как возмездие за выход России из черноморской зерновой сделки при посредничестве ООН и проведение серии военных операций. ракетные удары по украинским сельскохозяйственным складам и портам.

“Эта история началась с того, что Россия заблокировала зерновой коридор, угрожая атаковать наши суда, разрушая наши порты”, — добавил Устенко.

“Наша морская инфраструктура находится под постоянной угрозой», — пожаловался он.

Правительство Казахстана намеревалось выдвинуть политическую инициативу по поддержке стабильной работы портового терминала КТК в Новороссийске, цитирует ТАСС слова министра энергетики Казахстана Алмассадама Саткалиева.

«Что касается обеспечения безопасности портовых операций, Казахстан, безусловно, выступит с инициативой на политическом уровне по обеспечению стабильной работы порта, учитывая, что основные потребители нефти, в том числе из Европейского Союза, получают выгоду от работы морского терминала», — сказал министр.

Такие усилия «должны быть организованы в русле межправительственного диалога, по дипломатическим каналам, и соответствующие директивы Премьер-министра Казахстана [Алихана Смаилова] уже даны», добавил он.

Таким образом, пожалуй, единственная надежда Казахстана может заключаться в давлении, которое могут оказать на Украину его союзники, опасающиеся высоких цен на нефть.

Рассматривая вопрос о том, какое давление Казахстан может оказать на союзников Украины, чтобы обеспечить защиту поставок нефти из Новороссийска, Олег Червинский, издатель казахстанского журнала нефтяной промышленности Petroleum, предполагает, что правительство Казахстана, планируя более широкие дипломатические шаги, может сначала обратиться за “консультациями с американскими и европейскими акционерами”, инвестирующими в Казахстанские нефтегазовые проекты.

“Акционеры заинтересованы в стабильной работе порта Новороссийск не меньше, чем Казахстан. Правительство может ожидать, что заинтересованные стороны будут использовать свои рычаги влияния для обеспечения того, чтобы терминал Каспийского трубопровода был исключен из боевых действий”, — отметил Червинский, которого цитирует Upstream 8 августа.

Надо полагать, тревожные настроения нефтетрейдеров будут возрастать по мере окончания двухнедельного «перемирия», объявленного властями Украины.

Такой срок дан судоходным компаниям, чтобы завершить свои дела в черноморских портах России.

К концу августа будет действовать правило о спасении утопающих…

Поделиться

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *