После того, как Госдума приняла во втором и третьем чтениях закон, который упрощает трудоустройство подростков старше 14 лет, впору задуматься о перспективах семейных бюджетов россиян и возможностей для бизнеса. Тем более, что Владимир Путин подписал закон, разрешающий подросткам старше 14 лет официально устраиваться на работу в свободное от учебы время без согласия органов опеки.

Выход?
В России не хватает работников, что автоматически ведет к повышению производственной и налоговой нагрузки на занятых.
Неслучайно, Минфин только что опубликовал неоднозначные данные за первый квартал этого года, из которых следует, что Федеральный бюджет по-прежнему остается дефицитным.
Расходы страны на оборону в размере 100 миллиардов долларов в год, вроде скромные от 0,4% ВВП, но истинных их масштабов не знает никто.
Люди ощущают непорядок, получая квитанции на оплату ЖКУ, чеки в магазинах и в сервисных компаниях.
Тем ни менее после того, как Минфин полностью изменил способ расчета налогов, чтобы учесть влияние нефтяных санкций, министр финансов России Антон Силуанов заявил, что его ведомство в ожидании того, что налоговые поступления в этом году останутся выше прогнозируемого уровня.
В этом случае, Минфин легко сможет удержать дефицит на уровне 0,8% в течение всего года, что значительно ниже, чем в прошлом году: Россия завершила 2023 год с дефицитом в 1,9% ВВП (3,4 трлн руб.).
Между тем, следует учитывать, что Минфин рассчитывает налоги на цену Urals в размере 60 долларов за баррель, но санкционная политика Запада, а также диверсионные действия ВСУ против энергетического сектора России, могут внести коррективы, особенно по объемам российского экспорта сырой нефти.
Кроме того, согласно новой системе метода расчёта налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ), если разница в ценах на нефть марки Urals и Brent станет существенной, Министерство финансов ограничит скидку в размере 20 долларов за баррель для целей налогообложения.
Например, если Brent торгуется по цене 100 долларов, а Urals — по 50 долларов, налог будет рассчитываться исходя из скорректированной цены в 80 долларов за баррель, а не из фактических 50 долларов.
Наряду с корректировкой НДПИ, Россия сообщила об увеличении поступлений от ежеквартального налога на прибыль (NDM), который, в отличие от НДПИ, взимается с прибыли от продаж, что позволяет компаниям откладывать свои налоговые обязательства до получения прибыли.
Такая структура поощряет постоянные инвестиции в разработку ресурсов и предотвращает преждевременное закрытие проектов.
Таким образом, поскольку компании переходят на режим NDM, они продолжают выплачивать НДПИ, но по значительно сниженной ставке, что позволило существенно увеличить его вклад в федеральный бюджет с 9% до 52% за пять лет, а выручка от NDM выросла с 211 млрд рублей (2,3 млрд долларов) в первом квартале 2023 года до 587 млрд рублей (6,3 млрд долларов) в первом квартале 2024 года.
В январе 2024 года также было введено единовременное повышение ставки НДПИ после сокращения компенсационных выплат — субсидий на продажу нефти на внутреннем рынке, — которые привели к резкому росту цен на российский газ.
Данная корректировка политики призвана компенсировать дефицит, вызванный предыдущим сокращением субсидий, и, хотя конкретные цифры не разглашались, источники «Интерфакса» оценили прирост выручки примерно в 190 млрд рублей ($2 млрд).
Снижение курса национальной валюты также сыграло свою роль в бюджетной динамике.
При корректировке курса с 70 до 90 рублей по отношению к доллару США пересчет нефтяных доходов, деноминированных в долларах, привел к более высоким показателям, что укрепило бюджет.
В целом, Министерство финансов ожидает продолжения роста доходов от неналоговых источников, поскольку экономика все еще находится на подъеме, хотя ожидается, что темпы роста замедлятся примерно до 2,2% в этом году.
Параллельно Минфин продолжает поиски новых источников ненефтяных доходов и возобновил ограниченную приватизацию, а также пересматривает существующий налоговый кодекс, чтобы устранить неэффективность, расточительство и узаконенную коррупцию.
Последнее обстоятельство достойно удивления и может привести к росту стоимости взяток.
Так, откосить от военкомата сейчас стоит не менее одного миллиона рублей.
С увеличением бюджетных расходов правительства РФ, легко предположить дальнейшее ослабление курса рубля по отношению к евро и доллару.
Так, только за первые два месяца 2024 года расходы составили 6,5 трлн рублей (69,4 млрд долларов), в то время как доходы составили всего 5 трлн рублей (53,4 млрд долларов), в результате чего Министерство финансов почти исчерпало лимит дефицита на все последующие месяцы 2024 года.
По прогнозам Министерства экономического развития, средний обменный курс в этом году составит 90 рублей за доллар.
SberCIB Investment Research настроен более пессимистично, ожидая дальнейшего снижения курса рубля до 95 рублей по отношению к доллару, а некоторые другие эксперты уверены, что к концу этого года он снова поднимется до 100 рублей.
Понятно, что динамика курса будет по — прежнему зависеть от объемов российского экспорта, особенно сырьевых товаров, а также от внутреннего спроса.
Экспорт падает, а вместе с ним сокращается приток иностранной валюты, на фоне заметного роста спроса на доллары и евро среди россиян.
Только в феврале они обменяли на эти валюты около 100 млрд рублей (1 млрд долларов), а в марте эта сумма выросла до 155 млрд рублей (1,66 млрд долларов).
В приведенных выше обстоятельствах можно ожидать усиления политики импортозамещения и ограничения населения в покупке валюты.