Как и следовало ожидать, под давлением санкций Великобритании, ЕС и США десятки нефтяных танкеров, используемых Россией, перестали ходить под флагами Либерии и Маршалловых островов. Определенная работа регуляторов из США с названными реестрами, вынудила российских морских перевозчиков искать другой удобный флаг.
Американцам было сделать это просто, так как штаб-квартиры названных реестров расположены не в их родных странах, а в Вирджинии, всего в нескольких километрах от Вашингтона, округ Колумбия.
В целом, работа российского танкерного флота, попавшего от санкции, мало чем отличается от действий руководства иранским государственным танкерным флотом: меняются флаги, названия судов, компании, осуществляющие технический менеджмент.
Соответственно, активное использование флагов Либерии и Маршалловых островов создало в прошлом создало долговременную уязвимость для российского нефтяного флота в будущем, даже, когда, попавшие под санкции танкеры, перейдут под новый флаг за пределами досягаемости США.
— Они создали постоянную ответственность и постоянный риск, — считает Крейг Кеннеди, научный сотрудник Центра российских и евразийских исследований Дэвиса при Гарвардском Университете.
С учетом того, что коммерческие суда должны быть зарегистрированы или иметь флаг определенной страны, чтобы гарантировать, что они соответствуют международно признанным правилам безопасности и охраны окружающей среды, регистры флагов Либерии и Маршалловых островов квалифицируются как западные сервисы.
Молдова тоже предоставляет свой флаг иностранным судам, но вопрос насколько он акцептируется в мировом торговом флоте?!
Агентство Reuters проанализировало данные о перевозках LSEG и Lloyd’s List Intelligence и опросило правительственных чиновников, представителей регистратур флагов и аналитиков судоходства, чтобы предоставить ранее неопубликованные подробности о роли регистратур флагов в недавней волне заявлений США о санкциях, направленных против российского нефтяного флота, и об уязвимостях, которые они представляют для российских нефтяных перевозок.
С октября 2023 года Министерство финансов США ввело санкции примерно в отношении 41 нефтяного танкера за нарушение Россией предельных цен, 24 из которых плавали под флагом Либерии, а один — под флагом Маршалловых островов.
Почти все остальные танкеры были зарегистрированы в Габоне, в том числе 12 из 14, на которые Министерство финансов наложило свой последний пакет санкций 23 февраля 2024 года.
Из этих танкеров под флагом Габона, в которых заинтересована крупнейшая российская судоходная компания «Совкомфлот» (SCF), по крайней мере три недавно были арестованы.
Согласно данным, эти танкеры были среди множества судов флота SCF, принявших флаг Габона: по состоянию на начало февраля у SCF было 42 танкера из 147, которые недавно перешли под флаг Габона, в основном из регистров Либерии и Панамы.
Стоит напомнить, что G7, ЕС и Австралия ввели предельную цену на экспорт российской нефти в размере 60 долларов за баррель в декабре 2022 года в рамках более широких экономических санкций, направленных на сокращение доходов Москвы без нарушения мировых поставок энергоносителей.
Санкционные меры были предприняты после начала СВО Владимира Путина в Украине в феврале 2022 года.
Соответственно, установленный лимит цены запрещает использование Западных морских сервисов, когда танкеры перевозят российскую нефть с превышением цены в 60 долларов США за баррель.
Американский чиновник, пожелавший остаться неназванным, когда говорил о санкциях, подтвердил, что регистры флагов Либерии и Маршалловых островов квалифицируются как Западные сервисы.
Регистратура либерийского флага сообщила Reuters, что все суда под либерийским флагом, на которые были наложены санкции, находятся в процессе снятия своих либерийских флагов.
«Сейчас мы все живем в другом мире, и реестрам необходимо адаптироваться к глобальной ситуации на данный момент», — заявили в либерийском реестре.
Представитель США сообщил агентству Рейтер, что Либерия активно взаимодействовала с Министерством финансов и что у танкеров, подпавших под санкции, есть около трех месяцев на то, чтобы перейти под другой флаг.
Представители регистратуры Маршалловых островов также находятся в контакте с агентствами США по этому вопросу, сообщил представитель регистратуры Маршалловых островов.
Министр транспорта Габона Лоик Мудума подтвердил агентству Reuters, что многие российские танкеры недавно покинули либерийский реестр, сменив флаг на юрисдикцию Габона, но могут быть исключены, в случае нарушения режима санкций.
“Мы не являемся реестром флагов для мошеннических навигаторов или перевозчиков по всему миру”, — заявил он.
“Если какой-либо союзник, любой партнер в мире поймет, что есть габонское судно, плавающее под габонским флагом и осуществляющее незаконную деятельность, все, что им нужно сделать, это отправить нам файл в полном объеме, и мы сами предпримем шаги, чтобы снять флаг с этого судна. Будь то россиянин или любой другой национальности».
По словам Кеннеди из Гарварда, санкции Министерства финансов США могут оказать «заразительный» эффект на танкеры, отговаривая игроков рынка от сотрудничества с ними.
«В мире торговли нефтью, деноминированном в долларах, зачем подвергать риску сделку стоимостью в десятки миллионов долларов, используя заблокированный танкер? Вы просто навлекаете неприятности на всех участников», — сказал он.
Представитель США заявил, что танкеры, перевозящие российскую нефть дороже 60 долларов, которые переходят под флаг Габона, также могут столкнуться с трудностями из-за того, что портовые власти обеспокоены безопасностью стареющих танкеров.
— Мы усложняем России использование ее теневого флота, что, в свою очередь, приведет к возвращению большего объема во флот G7, где поставщики услуг соблюдают ограничения, — заявила Ольга Димитреску, представитель подразделения по обеспечению соблюдения санкций Министерства финансов Великобритании OFSI.
Официальные лица США также подтверждают, что практика отгрузки, связанная с экспортом российской нефти по ценам, превышающим установленные Западом, находится под их прицелом.
— Мы очень обеспокоены уклонением от уплаты налогов, я думаю, это ясно из предпринятых нами действий, — заявила Клэр Макклески, представитель подразделения по обеспечению соблюдения санкций Министерства финансов США OFAC, на конференции по судоходству в Нью-Йорке в прошлом месяце.
«Вы можете предвидеть, что мы продолжим принимать меры».
В целом, стратегия удушения экспортного нефтяного тоннажа России не отличается оригинальностью.
Запад будет пессимизировать суда за их неудовлетворительные технические кондиции, угрозу экологии, за низкую квалификацию экипажей – придраться можно и к столбу.