По мере того, как экспорт российской нефти из Балтийских портов сокращается, Европа одновременно получает все меньше дизельного топлива из НПЗ стран Ближнего Востока. Вывод? Российские предприниматели предпримут все усилия, чтобы нарастить в страны ЕС российского дизтоплива, тем самым создавая дефицит топлива на внутреннем рынке.

В самом деле, ожидается, что в ноябре экспорт нефти из Западных российских портов может сократиться примерно на 300 000 баррелей в сутки в пользу перераспределения сырья на отечественные НПЗ.
Согласно источникам, знакомым с предварительным планом, экспорт сырой нефти Urals, Siberian light и KEBCO из портов Приморск, Усть-Луга и Новороссийск сократится примерно на 300 000 баррелей в сутки с октября до чуть более 2 млн баррелей в сутки.
При этом, согласно расчетам Reuters, основанным на данных источников, основные простаивающие нефтеперерабатывающие мощности России сократятся на 63% в ноябре по сравнению с октябрем до 1,64 млн тонн, в результате чего на экспорт пойдет меньше нефти.
В целом, Россия обязалась сохранить сокращение экспорта нефти на 300 000 баррелей в сутки до конца года: недавно вице-премьер Александр Новак заявил, что сокращение включает в себя как нефть, так и нефтепродукты.
Стоит напомнить, что правительство Мишустина запретило экспорт нефтепродуктов в конце сентября, что привело к увеличению поставок нефти на внутренний рынок в октябре.
Как это повлияло на предложения топлива в России?
Биржевая стоимость бензина «Регуляр-92» в минувший вторник, 24 октября, уменьшилась на 1,75%, опустившись ниже 50 тыс. рублей, следует из данных Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи (СПбМТСБ). Цена бензина АИ-92 составила 49,953 тыс. рублей за тонну. АИ-95 подешевел на 3,53% — до 54,879 тыс. рублей за тонну.
Стоимость летнего дизеля уменьшилась на 1,03% — до 58,630 тыс. рублей за тонну. Межсезонный дизель подорожал на 0,76% — до 58,327 тыс. рублей за тонну. Стоимость зимнего дизеля также выросла — на 0,8%, до 70,693 тыс. рублей.
Следует отметить, что после того, как Россия ввела временный запрет на экспорт дизельного топлива 21 сентября, чтобы снизить растущие внутренние цены на топливо, с мирового рынка было изъято около 1 млн баррелей дизельного топлива в сутки.
Таковы оценки экспертов S&P Global.
В это же время замедлились поставки дизельного топлива с Ближнего Востока в Европу.
По информации S&P Global Commodities at Sea, импорт дизельного топлива в Европу в октябре составил в среднем 165 000 баррелей в сутки, что выше сентябрьского показателя в 136 000 баррелей в сутки. Поставки с Ближнего Востока в Европу составляют 110 000 баррелей в сутки, при этом экспорт из Саудовской Аравии и Катара значительно ниже сентябрьского показателя в 317 000 баррелей в сутки.
Экспорт дизельного топлива из США в Европу в октябре составил в среднем 188 000 баррелей в сутки по сравнению со 122 000 баррелей в сутки в сентябре.
По мнению Элеоноры Баддс, директора по исследованиям и анализу S&P Global Commodity Insights, общий рост импорта дизельного топлива в Европе во многом обусловлен накоплением запасов в преддверии зимы и “паническими покупками” после бана на экспорт дизтоплива из России.
Отмечается, что запасы дизтоплива в Европе относительно невелики по сравнению со средним показателем за пять лет, а пополнение поставок дизельного топлива в Европу “происходит дальше, чем до введения эмбарго на российский импорт, что приводит к повышенному восприятию риска, если запасы продолжат сокращаться».
В качестве иллюстрации: запасы дизельного топлива и газойля в нефтеперерабатывающем узле Амстердам-Роттердам-Антверпен достигли 10-месячного минимума в 1,827 млн тонн по состоянию на 12 октября, снижаясь третью неделю подряд.
Далее Insights Global объясняют низкий уровень запасов, возникшей структурой резервирования, стимулирующей поставщиков опорожнять свои резервуары, и растущей активностью как на дизельном топливе, так и на газойле из-за сокращения в течение недели контракта на газойль ICE на первый месяц.
Европа в настоящее время критически зависит от импорта дизельного топлива из США, Индии и Ближнего Востока.
Об этом напомнил Рассел Харди, генеральный директор сырьевого трейдера Vital, выступая на конференции в Лондоне 17 октября.
По его словам, в последние месяцы цены на бензин и дизельное топливо были высокими, что создавало конкуренцию обоим продуктам для нефтеперерабатывающих заводов.
“Сейчас более массово стимулируется производство средних дистиллятов”, — отметил он.
К средним дистиллятам относится дизельное топливо, в то время как бензин является легким продуктом. Некоторые запуски нефтеперерабатывающих заводов “идут не так быстро, как планировалось”, а другие готовятся к техническому обслуживанию.
“Нам нужно будет увидеть более стабильный приток дизельного топлива”, — пожаловался Рассел Харди.
По словам средиземноморского трейдера дизельного топлива, Саудовская Аравия пока предлагает не так много дизельного топлива.
Нефтеперерабатывающий завод SATORP мощностью 460 000 баррелей в сутки в Саудовской Аравии в Джубайле начал плановое техническое обслуживание в последнюю неделю сентября и, как ожидается, будет простаивать около 45 дней, сообщил источник, знакомый с ситуацией.
Техническое обслуживание на нефтеперерабатывающих заводах проводится “по всему Средиземноморью”, — отметил он.
Импорт дизельного топлива из Северо-Западной Европы раньше регулярно осуществлялся Россией, но после введения санкций в отношении российских нефтепродуктов источником поставок для Европы стали другие регионы, такие как Ближний Восток и США.
По словам трейдеров, это привело к тому, что цены на дизельное топливо в Северо-Западной Европе стали дороже, чем в Средиземноморье.
Вместе с тем во всей этой несколько запоздалой аналитике не учитывался фактор войны межу ХАМАС и Израилем, развязанной 7 октября 2023 года.
Нетрудно предугадать, что военная кампания и связанные с нею издержки, существенно отразятся на мировом топливном рынке, в особенности в отношении дизельного топлива, которое можно уподобить кровью войны.
В этой связи, стоит напомнить, что двумя узловыми точками являются Суэцкий канал в Египте, важнейший морской торговый маршрут, соединяющий Европу и Ближний Восток с Азией; и Ормузский пролив между Оманом и Ираном, единственный водный путь, позволяющий транспортировать нефть из региона Персидского залива в Индийский океан и за его пределы.
Таким образом, если пострадает Суэцкий канал, судам придется выбирать более длинный маршрут вокруг Африки.
Про Ормузский пролив – и говорить нечего!
Перебои, вызванные боевыми действиями в Израиле и Газе, уже приводят к некоторым затруднениям в доставке, которые могут привести к задержкам поставок в других портах захода, считают аналитики.
Так, израильская судоходная линия Zim сообщила своим клиентам, что ее страховщики теперь требуют дополнительной страховой премии за военные риски со всех судов, заходящих в израильские порты.
В настоящее время премия взимается по себестоимости груза в Израиль и из Израиля обратно и может меняться каждые 24 часа.