09.02.2025

Россияне не скоро избавятся от дефицита дизельного топлива

По мере того, как экспорт российской нефти из Балтийских портов сокращается, Европа одновременно получает все меньше дизельного топлива из НПЗ стран Ближнего Востока. Вывод? Российские предприниматели предпримут все усилия, чтобы нарастить в страны ЕС российского дизтоплива, тем самым создавая дефицит топлива на внутреннем рынке.

Никакие барьеры не помогут остановить экспорт дизтоплива из России в Европу

В самом деле, ожидается, что в ноябре экспорт нефти из Западных российских портов может сократиться примерно на 300 000 баррелей в сутки в пользу перераспределения сырья на отечественные НПЗ.

Согласно источникам, знакомым с предварительным планом, экспорт сырой нефти Urals, Siberian light и KEBCO из портов Приморск, Усть-Луга и Новороссийск сократится примерно на 300 000 баррелей в сутки с октября до чуть более 2 млн баррелей в сутки.

При этом, согласно расчетам Reuters, основанным на данных источников, основные простаивающие нефтеперерабатывающие мощности России сократятся на 63% в ноябре по сравнению с октябрем до 1,64 млн тонн, в результате чего на экспорт пойдет меньше нефти.

В целом, Россия обязалась сохранить сокращение экспорта нефти на 300 000 баррелей в сутки до конца года: недавно вице-премьер Александр Новак заявил, что сокращение включает в себя как нефть, так и нефтепродукты.

Стоит напомнить, что правительство Мишустина запретило экспорт нефтепродуктов в конце сентября, что привело к увеличению поставок нефти на внутренний рынок в октябре.

Как это повлияло на предложения топлива в России?

Биржевая стоимость бензина «Регуляр-92» в минувший вторник, 24 октября, уменьшилась на 1,75%, опустившись ниже 50 тыс. рублей, следует из данных Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи (СПбМТСБ). Цена бензина АИ-92 составила 49,953 тыс. рублей за тонну. АИ-95 подешевел на 3,53% — до 54,879 тыс. рублей за тонну.

Стоимость летнего дизеля уменьшилась на 1,03% — до 58,630 тыс. рублей за тонну. Межсезонный дизель подорожал на 0,76% — до 58,327 тыс. рублей за тонну. Стоимость зимнего дизеля также выросла — на 0,8%, до 70,693 тыс. рублей.

Следует отметить, что после того, как Россия ввела временный запрет на экспорт дизельного топлива 21 сентября, чтобы снизить растущие внутренние цены на топливо, с мирового рынка было изъято около 1 млн баррелей дизельного топлива в сутки.

Таковы оценки экспертов S&P Global.

В это же время замедлились поставки дизельного топлива с Ближнего Востока в Европу.

По информации S&P Global Commodities at Sea, импорт дизельного топлива в Европу в октябре составил в среднем 165 000 баррелей в сутки, что выше сентябрьского показателя в 136 000 баррелей в сутки. Поставки с Ближнего Востока в Европу составляют 110 000 баррелей в сутки, при этом экспорт из Саудовской Аравии и Катара значительно ниже сентябрьского показателя в 317 000 баррелей в сутки.

Экспорт дизельного топлива из США в Европу в октябре составил в среднем 188 000 баррелей в сутки по сравнению со 122 000 баррелей в сутки в сентябре.

По мнению Элеоноры Баддс, директора по исследованиям и анализу S&P Global Commodity Insights, общий рост импорта дизельного топлива в Европе во многом обусловлен накоплением запасов в преддверии зимы и “паническими покупками” после бана на экспорт дизтоплива из России.

Отмечается, что запасы дизтоплива в Европе относительно невелики по сравнению со средним показателем за пять лет, а пополнение поставок дизельного топлива в Европу “происходит дальше, чем до введения эмбарго на российский импорт, что приводит к повышенному восприятию риска, если запасы продолжат сокращаться».

В качестве иллюстрации: запасы дизельного топлива и газойля в нефтеперерабатывающем узле Амстердам-Роттердам-Антверпен достигли 10-месячного минимума в 1,827 млн тонн по состоянию на 12 октября, снижаясь третью неделю подряд.

Далее Insights Global объясняют низкий уровень запасов, возникшей структурой резервирования, стимулирующей поставщиков опорожнять свои резервуары, и растущей активностью как на дизельном топливе, так и на газойле из-за сокращения в течение недели контракта на газойль ICE на первый месяц.

Европа в настоящее время критически зависит от импорта дизельного топлива из США, Индии и Ближнего Востока.

Об этом напомнил Рассел Харди, генеральный директор сырьевого трейдера Vital, выступая на конференции в Лондоне 17 октября.

По его словам, в последние месяцы цены на бензин и дизельное топливо были высокими, что создавало конкуренцию обоим продуктам для нефтеперерабатывающих заводов.

“Сейчас более массово стимулируется производство средних дистиллятов”, — отметил он.

К средним дистиллятам относится дизельное топливо, в то время как бензин является легким продуктом. Некоторые запуски нефтеперерабатывающих заводов “идут не так быстро, как планировалось”, а другие готовятся к техническому обслуживанию.

“Нам нужно будет увидеть более стабильный приток дизельного топлива”, — пожаловался Рассел Харди.

По словам средиземноморского трейдера дизельного топлива, Саудовская Аравия пока предлагает не так много дизельного топлива.

Нефтеперерабатывающий завод SATORP мощностью 460 000 баррелей в сутки в Саудовской Аравии в Джубайле начал плановое техническое обслуживание в последнюю неделю сентября и, как ожидается, будет простаивать около 45 дней, сообщил источник, знакомый с ситуацией.

Техническое обслуживание на нефтеперерабатывающих заводах проводится “по всему Средиземноморью”, — отметил он.

Импорт дизельного топлива из Северо-Западной Европы раньше регулярно осуществлялся Россией, но после введения санкций в отношении российских нефтепродуктов источником поставок для Европы стали другие регионы, такие как Ближний Восток и США.

По словам трейдеров, это привело к тому, что цены на дизельное топливо в Северо-Западной Европе стали дороже, чем в Средиземноморье.

Вместе с тем во всей этой несколько запоздалой аналитике не учитывался фактор войны межу ХАМАС и Израилем, развязанной 7 октября 2023 года.

Нетрудно предугадать, что военная кампания и связанные с нею издержки, существенно отразятся на мировом топливном рынке, в особенности в отношении дизельного топлива, которое можно уподобить кровью войны.

В этой связи, стоит напомнить, что двумя узловыми точками являются Суэцкий канал в Египте, важнейший морской торговый маршрут, соединяющий Европу и Ближний Восток с Азией; и Ормузский пролив между Оманом и Ираном, единственный водный путь, позволяющий транспортировать нефть из региона Персидского залива в Индийский океан и за его пределы.

Таким образом, если пострадает Суэцкий канал, судам придется выбирать более длинный маршрут вокруг Африки.

Про Ормузский пролив – и говорить нечего!

Перебои, вызванные боевыми действиями в Израиле и Газе, уже приводят к некоторым затруднениям в доставке, которые могут привести к задержкам поставок в других портах захода, считают аналитики.

Так, израильская судоходная линия Zim сообщила своим клиентам, что ее страховщики теперь требуют дополнительной страховой премии за военные риски со всех судов, заходящих в израильские порты.

В настоящее время премия взимается по себестоимости груза в Израиль и из Израиля обратно и может меняться каждые 24 часа.

Поделиться

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *