14.02.2025

Китай поможет Михельсону?

Президент России Владимир Путин, в различных своих выступлениях, не перестает подчеркивать важность и выгодность переориентации России с цивилизованного Запада на коммунистический Китай. Россияне зримо наблюдают дружбу с красным гигантом, потребляя китайскую продукцию, включая автомобили. Мнения фиксируются разные, но в существенных сферах хотелось бы оценить степень китайско-российской дружбы.

После американских санкций, введенных против «НОВАТЭК», зарубежные инвесторы начали покидать проект «Арктик СПГ 2»

Например, после санкций США, введенных в ноябре 2023 года против международного проекта «Арктик СПГ 2», хотелось бы оценить действия Китая, который, в силу особых отношений с США, мог бы пролоббировать отмену американских санкций.

Почему?

Потому, что в арктическом проекте, наряду с французской TotalEnergies, консорциуме японских Mitsui и JOGMEC», участвуют также китайские CNPC и CNOOC. 

Названные иностранные акционеры владеют по 10% в «Арктик СПГ 2», в то время, как за «Новатэк» сохраняются 60% акций.

После решения Казначейства США включить предприятие Леонида Михельсона в черный список, встал вопрос о дальнейших перспективах проекта.

Согласно долевому участию компании «Новатэк» причитается добытого газа в объеме 12 миллионов тонн в год, у иностранных акционеров — по 2 миллиона тонн соответственно.

Однако, санкции США привели к отказу иностранных акционеров от СПГ.

В этих обстоятельствах, Леонид Михельсон вынужден будет сам продавать СПГ, да еще в условиях нехватки газовозов.

Но еще раньше, «НОВАТЭК» столкнётся с проблемой финансирования.

Его предприятию грозит дефолт по внешнему финансированию объемом 9,5 миллиарда евро, из которых до 2,5 миллиарда евро должны были предоставить китайские банки, а 4,5 миллиарда — российские.

Ситуацию усугубили санкции США в отношении плавучих хранилищ Koryak FSU в Мурманске и Saam FSU на Камчатке, предназначенных для перевалки СПГ с газовозов арктического класса на конвенциональные суда.

В целом, ситуация позволяет резче выявить роль Китая и его дружеских намерений, а также способность Леонида Михельсона управлять бизнесом в условиях санкций, но никак не в привычных рамках преференций.

С учетом того, что мощность Arctic LNG 2 с тремя составами определена в 19,8 млн метрических тонн в год и 1,6 млн тонн стабильного газового конденсата в год, была надежда в какой-то степени компенсировать выпавшие объемы трубопроводного газа на Европу.

А в целом, Россия намеревалась увеличить свою долю на рынке СПГ до 20% к 2030 году, с нынешних 8%.

По данным «Новатэка», первые танкеры со сжиженным газом должны были выйти в море уже в первом квартале 2024 года, но в реальности не факт, что поставки начнутся во втором квартале 2024 года.

По данным «Новатэка», для «Арктик СПГ-2» на российской верфи «Звезда» будут построены 15 танкеров ледового класса Arc7, способных преодолевать льды толщиной 2 метра.

Еще шесть танкеров Arc7 должны были быть построены компанией Hanwha Ocean, ранее Daewoo Shipbuilding & Marine Engineering, в том числе три по заказу японской Mitsui O.S.K. Lines и три ведущей российской танкерной группы «Совкомфлот».

При этом три, заказанные «Совкомфлотом», были исключены из портфеля из-за санкций против России, говорится в нормативных документах Hanwha Ocean.

Танкеры ледового класса обычно имеют двойные корпуса — усиленные конструкции, чтобы выдерживать давление льда, — и усиленные гребные винты.

Согласно общедоступной информации, на данный момент для «Арктик СПГ-2» построено только три подходящих танкера-газовоза: суда «Алексей Косыгин», «Петр Столыпин» и «Сергей Витте».

Андрей Клепач, главный экономист государственного кредитора ВЭБа, заявил на газовом форуме на прошлой неделе, что подходящая инфраструктура в России, скорее всего, будет готова только после 2030 года.

«Я думаю, что речь идет не только о ледоколах, но и о газовозах ледового класса — таких судов пока нет», — подчеркнул он.

«Совкомфлот» сообщил, что сроки строительства газовозов для «Арктик СПГ-2» были отложены на год и что суда будут доступны только в 2024 году.

Поделиться

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *