16.11.2025

Азия жмет на газ

В Азии наблюдаются странные с игры с СПГ. Например, японские компании предвидят растущий избыток запасов сжиженного природного газа (СПГ).

Япония и Китай перепродают излишки СПГ третьим странам

По мере того, как все больше атомных электростанций перезапускается, а возобновляемые источники энергии набирают обороты, импорт СПГ в Японию находится на самом низком уровне более чем за десятилетие, что вынуждает компании обращаться в Азию за поставками, которые были сокращены во время прошлых потрясений на рынке, таких как вторжение России в Украину в 2022 году.

Таким образом, Япония ищет рынки сбыта излишков в соответствии со стратегией правительства, направленной на поддержание объемов на уровне 100 миллионов тонн за счет увеличения спроса на газ в Азии.

Неслучайно, Tokyo Gas объявила в этом году об исследовании проекта по производству электроэнергии из СПГ мощностью 1,5 гигаватта во Вьетнаме и купила долю в регазификационном терминале СПГ на Филиппинах, а торговые дома Marubeni и Sojitz запустили электростанцию мощностью 1,8 ГВт, работающую на СПГ, в Индонезии.

Согласно данным Института энергетического экономического и финансового анализа (IEEFA) и Reuters, Япония, возглавляемая компаниями JERA, Tokyo Gas, Osaka Gas и Kansai Electric Power, является заинтересованной стороной, поставщиком сырья или участником исследований для более чем 30 проектов, связанных с газом.

Действующие или еще не запущенные, они расположены в Бангладеш, Индии, Индонезии, Малайзии, Мьянме, на Филиппинах, в Сингапуре, Тайване, Таиланде и Вьетнаме.

— Спрос на СПГ в Японии остается неопределенным, но правительство хочет обеспечить стабильные поставки в долгосрочной перспективе, — отмечает Йоко Нобуока, старший аналитик Japan power research.

«Развитие собственного торгового потенциала и создание азиатского газового рынка помогло бы повысить энергетическую безопасность и хеджировать риски избытка СПГ», уверена она.

Естественным образом, Япония увеличила импорт СПГ после того, как катастрофа на АЭС «Фукусима» в 2011 году привела к закрытию всех ее ядерных энергетических реакторов: Токио расширил участие в проектах по сжижению природного газа по всему миру, чтобы обеспечить поставки.

Но со временем, и с возрождением атомной энергетики и внедрением возобновляемых источников энергии, Япония, испытывающая нехватку ресурсов, сократила импорт СПГ для собственных нужд.

Так, в 2023 год поставки газа сократились на 8% до самого низкого уровня с 2009 года.

Ранее в 2020 году Министерство промышленности утвердило план по поддержанию мощностей по перевалке СПГ, включая торговлю, на уровне 100 миллионов тонн в год к 2030 году, ключевой особенностью которого было формирование азиатских газовых рынков.

«В Азии существуют различные пути достижения углеродной нейтральности или нулевого уровня выбросов. Газ и СПГ, наряду с возобновляемыми источниками энергии и энергосбережением, могут сыграть важную роль в этих путях».

За год, закончившийся в марте 2023 года, поставки СПГ из Японии, как для внутреннего потребления, так и в третьи страны, составили 102 миллиона тонн.

Tokyo Gas, крупнейший поставщик газа для городских нужд в стране, поставил цель к 2030 году продавать пять миллионов тонн СПГ в год, по сравнению с примерно тремя миллионами в настоящее время.

— У нас есть возможность продавать СПГ для этих проектов, и это будет способствовать увеличению объема нашей торговли СПГ, — представители Tokyo Gas сообщили об этом агентству Reuters.

И действительно, начиная с 2019 года японские компании инвестировали в новые терминалы по импорту СПГ общей мощностью 16,2 млн тонн в Бангладеш, Индонезии и на Филиппинах.

Благодаря японским инвестициям до 2030 года Вьетнам и Индия смогут импортировать еще 13 миллионов тонн СПГ в год, в результате чего общий объем импорта составит 29,2 миллиона тонн, что близко к объему торговли Японии за год, закончившийся в марте 2023 года.

В целом, продажи японского СПГ в третьи страны в 2022 финансовом году удвоились до 31,6 млн тонн по сравнению с 2018 финансовым годом, чему способствовало участие в проектах по добыче по всему миру и контракты на поставку.

Об этом сообщает Японская организация по металлургической и энергетической безопасности (JOGMEC).

И хотя, из 102 миллионов тонн СПГ, импортированных Японией в 2022 финансовом году, 71 миллион тонн пришлось на внутреннее потребление, по прогнозам IEEFA, спрос на СПГ в Японии к концу десятилетия сократится еще на четверть и составит около 50 миллионов тонн.

По оценкам IEEFA, у крупнейших компаний JERA, Tokyo Gas, Osaka Gas и Kansai Electric может возникнуть переизбыток предложения СПГ на 12 миллионов тонн.

Столь масштабный бизнес достоин удивления, так как сама Япония не располагает месторождениями газа.

Тем ни менее, по данным JOGMEC, в 2021 финансовом году 53% газа, закупленного японскими компаниями, или 45 миллионов тонн, были приобретены по контрактам, запрещающим перепродажу, — условие, выдвинутое такими производителями, как Катар.

Как показало исследование, в прошлом финансовом году эта доля снизилась до 42%, отчасти также из-за того, что Токио заключил больше сделок с более гибкими производителями, такими как Соединенные Штаты и Австралия.

— Однако к 2030 году 60% контрактов не будут иметь ограничений по назначению, а это означает, что возможности Японии по торговле СПГ, вероятно, увеличатся в этом десятилетии, — считает Кристофер Доулман, специалист по СПГ в IEEFA.

Свою роль также играет торговая конкуренция с Китаем, который в прошлом году обогнал Японию в качестве крупнейшего покупателя СПГ и расширяет свою деятельность в мировой торговле.

По прогнозам PetroChina, импорт СПГ в Китай в этом году вырастет на 12%, до 80 млн тонн, что позволит Пекину продолжить перепродажу часть СПГ в третьи страны.

— В среднесрочной перспективе до 2030 года торговая конкуренция может стать ожесточенной, поскольку следующий медвежий цикл начнется с волны новых поставок, — отмечает Нобуока из LSEG, имея в виду новые проекты по сжижению природного газа, которые должны быть запущены в эксплуатацию в ближайшие годы и которым нужны покупатели.

С учетом того, что как переходный вид топлива, СПГ незаменим для достижения декарбонизации, вполне объяснима газовая активность Малайзии.

Крупнейшая судоходная линия Малайзии, MISC, намерена заказать больше судов для перевозки сжиженного природного газа, при этом, как сообщается, в Южной Корее зарезервированы места для строительства новых судов.

Соответственно, Samsung Heavy Industries и MISC подписали соглашение о намерениях в отношении строительства двух газовозов, мощностью 174 000 кубометров.

Стоимость сделки оценивается в 511 миллионов долларов США.

Заказ может быть связан с деятельностью крупнейшего акционера компании Petronas, который недавно пополнил свой флот тремя новыми газовозами, построенными на заводе HD Hyundai Heavy в Ульсане.

Согласно веб-сайту MISC, флот компании уже насчитывает 26 судов для перевозки сжиженного газа.

Еще 14 строятся по индивидуальным заказам и заказам совместных предприятий.

В начале прошлого года Samsung поставила в MISC два судна объемом 174 000 кубометров, которые были зафрахтованы компанией ExxonMobil SeaRiver Maritime. В последнее время обе компании также участвуют в разработке плавучего хранилища CO2 объемом 100 000 кубометров в рамках партнерства, которое началось в январе прошлого года.

На уходящей неделе, в рамках других рыночных переговоров, связанных с разными товарами, судоходный гигант, который также является одним из ведущих игроков в сегменте FPSO/ФСО, вновь упоминался в связи с потенциальным приобретением доли в компании Bumi Armada, специализирующейся на плавучих средствах.

Хотя подтверждения результатов сделки пока нет.

Поделиться

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *