В минувшую пятницу президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган и президент Украины Владимир Зеленский обсудили продление черноморской зерновой сделки во время телефонного разговора.
Разговор, состоявшийся по инициативе украинского лидера, констатировал «интенсивные усилия», которые Турция прилагает для поддержания мира.
Ранее на этой неделе Россия вышла из сделки по поставкам зерна через Черное море, заявив, что российская часть соглашения не была выполнена.
Соглашение, первоначально подписанное в июле прошлого года в Стамбуле Турцией, ООН, Россией и Украиной, было направлено на возобновление экспорта зерна из украинских портов, который был приостановлен в результате российского вторжения в Украину 24 февраля 2022 года.
Киев, похоже, в течение некоторого времени готовился к тому, что Россия выйдет из зерновой сделки, так как в начале июля, украинское правительство создало страховой фонд от рисков безопасности для судоходных компаний, готовых продолжать транспортировку украинского зерна морским путем на случай, если Москва выйдет из соглашения.
Заместитель министра аграрной политики и продовольствия Украины Тарас Высоцкий оценил страховой пакета зернового фонда в 480 млн евро.
Между тем, если ВМС России и корабли ее Береговой охраны начнут топить любые суда, находящиеся в акватории Черного моря, как это было заявлено, страховыми деньгами вопрос безопасной работы зернового коридора едва ли возможна будет решить.
С 20 июля Россия заявила, что будет рассматривать все суда, заходящие в черноморские порты Украины, как «потенциальных перевозчиков военных грузов».
После чего, последовал аналогичный украинский ультиматум, подвергающий риску навигации все суда, следующие в российские порты, включая зону Керченского пролива.
Таким образом, в настоящее время проблема заключается ни только в украинском зерне, но и в российской и казахской экспортной нефти, а также российской экспортной аграрной продукции, гражданских и прочих грузов, следующих из и в пролив Босфор транзитом.
Олег Нивьевский из Киевской школы экономики считает, что изначально зерновая сделка предоставляла Украине возможность экспортировать излишки зерна предыдущего урожая.
«Но затем из-за действий России доверие к этому коридору было утрачено, поскольку это повлекло за собой дополнительные расходы на страхование», — жалуется он, призывая к развертыванию альтернативных маршрутов экспорта украинского зерна.
Он советует киевским властям увеличить экспортный потенциал на западных границах за счет расширения железнодорожной сети, углубления русел рек и строительства перевалочных терминалов.
По данным Министерства аграрной политики Украины, зерновая сделка позволила Украине экспортировать 32 миллиона тонн зерна и масла морским путем за прошедший год.
Еще 33 миллиона тонн зерна, масла и продуктов его переработки было перевезено по другим маршрутам.
Поставки по реке Дунай считаются наиболее эффективным: было экспортировано около 20 миллионов тонн зерна и масла.
Кроме того, около 10 миллионов тонн зерна было перевезено по железной дороге и еще 3 миллиона тонн автомобильным транспортом.
Соответственно, украинские речные порты Рени и Измаил на Дунае в настоящее время играют ключевую роль альтернативы черноморскому зерновому коридору.
Правительство Украины планирует нагрузить альтернативные экспортные маршруты до 40-42 млн тонн, для чего инвестирует средства в модернизацию речных портов.
Одновременно, политики ведутпереговоры об упрощении проверок украинского зерна на европейских границах, поскольку это замедляет сухопутный транзит в европейские порты.
С учетом того, что на хранении нахоится 9 млн тонн зерна и 50 млн тонн Украина намерена собрать в текущем году – задача активизации альтернативных маршрутов выглядит действительно амбициозной, особенно с учетом того, что Владимир Путин взял курс на методичное уничтожение украинской зерновой инфраструктуры, подвергая бомбежкам украинские черноморские порты и элеваторы.
Скорее всего, будет найден приемлемый компромисс и Россия вернется в зерновую сделку, разумеется не без помощи Турции.